ЦВЕТ ГРАНАТА. Сергей Параджанов

«Цвет граната» - фильм Сергея Параджанова 1968 года Предисловие к фильму, но не об этом речь. Сергей Параджанов: «Уважаемый зритель, не ищите в этом фильме биографию великого армянского поэта XVIII века Саят-Нова, мы лишь попытались передать через фильм тот образный мир поэзии, о котором писал русский поэт Валерий Брюсов: «Средневековая армянская поэзия есть одна из самых значительных побед человеческого духа, о чем знают летописи всего мира». Слова гениального режиссера как нельзя лучше подходят для описания этой новаторской работы. Сегодня 2024 год. Современное искусство ПЕРФОРМЕНСЫ. Ни разу ни одно произведение из этого жанра не тронуло душу и не заинтересовало. Правда, и видела я немногое. И тем ни менее, такое существует, и мне это не интересно. Вообще не интересно. Случайно сталкиваюсь с фильмом Сергея Параджанова «ЦВЕТ ГРАНАТА», который не смотрела прежде, хотя это всемирно признанное произведение искусства как шедевр в кинематографе. И тут получаю культурный шок! Я потрясена. Пытаюсь для себя сформулировать что это, и не могу. Но понимаю, что люди, родившиеся после 90-х прошлого столетия, вероятнее всего назовут этот жанр ПЕРФОРМЕНС. Но где ваш перформенс, господа, и где Сергей Параджанов со своим фильмом «ЦВЕТ ГРАНАТА» ЦВЕТ ГРАНТА - это ожившие древние фрески, мудрость искусства и культуры древнего народа Армении. • Это искусство? Да. • Это кинематограф? Да. • Это история культуры Армении? Да. • Это поэзия? Да. • Это сакральные глубокие смыслы? Да. • Это древние знания? Да. • Это зашифрованные коды древних народов? Да. • Это понятно? Нет. • Это странно? Да. Это перформенс? Многие сочтут, что да. Но перформенс оскорбляет произведение искусства Сергея Параджанова. Потому что современный перформенс несоизмеримо мелок и не несет в себе таких глубоких и объемных смыслов. Картинка перформента современных людей, что занимаются этой темой, несопоставимы с тем, что увидел, прочувствовал и выразил Сергей Параджанов. «Цвет Граната» - выражение чего-то очень древнего и в то же время несоизмеримо далекого и непостижимого будущего. Буквально отточенные детали каждого кадра фильма – это произведение ювелирного искусства. А ваши перформенсы – выпендреж тех, кто не способен на глубинные ощущения смыслов. Для себя я поняла одно, что не могу даже нащупать те смыслы, которые кричат картиной Сергея Параджанова «Цвет Граната», потому что для сегодняшней действительности они невыразимы. А рассуждения про культуру Армении, театр, артифакты предметов, поэзию исторической личности Саят-Нова из 18 века – это все будет правильно, но не интересно, так как очевидно банально и слишком легко предсказуемо. Здесь все глубже, основательнее и совершенно непознанно. И ценно именно этим. И еще. Фильм Сергея Параджанова «Цвет Грната» дал мне ясное представление о том, почему мне не интересны современные перформенсы как вид искусства. Смотрю фильм, все ощущаю, ничего не понимаю, и не могу оторвать глаз. Ассоциация с перформенсами есть. И при этом точное понимание мелкости этого вида деятельности тех, кто называет перформенс искусством.