Олли Мустонен: Оперы Сибелиуса и Римского-Корсакова на фестивале “Опера Априори“

Olli Mustonen: Sibelius & Rimsky-Korsakov operas at the OPERA APRIORI Festival Заключительный концерт IV Международного фестиваля вокальной музыки “ОПЕРА АПРИОРИ“ представил российскую премьеру единственной оперы финского композитора Яна Сибелиуса «Дева в башне» (1896) вместе с нечасто звучащей оперой его современника, русского композитора Николая Римского-Корсакова «Кащей Бессмертный» (1902). Единственная попытка показать очевидную культурологическую и музыкальную связь этих одноактных опер, созданных в одно время на рубеже веков, была предпринята на фестивале в Бакстоне в 2012 году, где обе оперы были соединены в одну постановку, прошедшую с огромным успехом. «Дева в башне» и «Кащей Бессмертный» имеют идентичные характеры персонажей и сказочные сюжеты в основе своего либретто: красавицу, похищенную злодеем (Фогт и Кащей), спасает её возлюбленный при участии «добрых помощников». Характерно меняются только мужские роли – у Сибелиуса положительный персонаж – тенор, а отрицательный – баритон, а у Римского-Корсакова – наоборот. В обеих операх есть властный женский персонаж – Хозяйка Замка и Кащеевна, одна – спасительница и заступница, вторая – трансформирующийся в процессе действа характер, собственной гибелью дарующий искупление и освобождение. Во второй опере появляется пятый персонаж – Буря-Богатырь (бас), который помогает герою освободить красавицу. The Maiden in the Tower (1896) is familiar to just a handful of specialists as an opera with a libretto in Swedish by Rafael Hertzberg and the only opera Jan Sibelius ever composed. It was performed alongside the seldom heard opera Kashchey the Immortal (1902) by Sibelius’s contemporary, Nikolai Rimsky-Korsakov. The first effort to trace the clear cultural link between these two almost simultaneously composed operas took place at the Buxton Festival in 2012. Both operas have identical characters and libretti drawing on features of fairy tales and ballads: the beautiful girl imprisoned in a tower whose hand is sought by a villain and who is saved by her lover with the help of powerful female characters. The only real difference is in the male figures. Sibelius has the good one sung by a tenor and the evil one sung by a baritone, while Rimsky-Korsakov does the opposite. Both operas were performed at the Rachmaninoff Conecrt Hall of Moscow Philharmony at the closing concert of the 4th OPERA APRIORI International Festival of vocal music.