Материалистическое понимание истории: основные идеи. Эссе . ДВИ -- МГУ. Петров В.С.

Пособие к ДВИ — _________________ Сcылка на фонд “Мы — едины“ — _________________ Ссылка на сайт: _________________ Ссылка на все занятия во ВКонтакте — _________________ Ссылка на группу в Telegram — Vc0VTDdEyiw4NDRi _________________ Ссылка на все занятия в Рутьюб — _________________ Ссылка на все занятия в youtube — @user-bg9wn2qi7h/playlists _________________ Ссылка на все занятия в ФБ — _________________ Тайм-коды: 0:16 -- ссылка на фонд «Мы -- едины». 0:32 -- план. 3:34 -- две полезные ссылки: (1) как тренироваться навык: 25 тем и (2) как самостоятельно проверять -- шаги. 4:28 -- правило: 5 вопросов и шаблон. 12:39 -- важные составляющие: (1) тема и ее части, (2) структура абзаца 3-5 предложений, (3) термины жирным и понятный почерк. 14:02 -- блок определения. 24:24 -- блок вывод. 26:52 -- примеры. 26:59 -- блок сравнения/история. Материалистическое понимание истории связано, прежде всего, с концепциями известного экономиста и социолога К. Маркса. Он разделяет идею прогресса, считая, что в ходе исторического развития классовые антагонизмы (то есть различия в социальных интересах разных классов) постоянно нарастают и, в итоге, выливаются в революции, приводящие к смене общественно-экономических формаций (то есть, исторический тип общества, основанный на определенном способе производства). В коммунизме классы исчезают, но общество как всечеловеческая община без государства, права и различных идентичностей остается. К. Маркс выделил в качестве основного параметра изменения истории развитие производительных сил и производственных отношений, то есть чисто экономический фактор. Главные исторические процессы в обществе протекают на уровне базиса (хозяйства), а надстройка (культура, религия, идеология) лишь отражает их. Более четко, под базисом понимаются производственные отношения, экономика, циклы формирования капитала и присвоения прибавочной стоимости капиталистами, а под надстройкой -- собственно идеология, политика, культура, философия. Таким образом, К. Маркс заложил основу экономоцентричного, то есть материалистического понимания развития истории. В материалистическом понимании истории общество, а не человек, первично, в нем нет ничего от природы, то есть географический детерминизм присутствует в минимальной степени. Сущность человека исключительно социальна, все остальные характеристики человека (в том числе как продукта биологической и духовно-культурной эволюции) -- вторичные конструкты. Индивидуальность как некое постоянное содержание человека, независимо от социальных связей и позиций, отрицается, так как человек есть выражение его социальной, классовой принадлежности. Общество имеет классовый характер на протяжении всей его истории, кроме изначальных, «доисторических» времен «пещерного коммунизма». Разделение на два класса — эксплуататоров и эксплуатируемых — и противоречия между этими классами обостряются по мере смены общественно-экономических формаций (первобытно-общинной, рабовладельческой, феодальной, капиталистической, коммунистической). Логика социальной истории ведет к формированию пролетариата как глобального класса, к росту классового самосознания, к появлению коммунистических (социалистических) партий как авангарда рабочего класса, к осуществлению социалистических революций, в ходе которых свергается власть капиталистов и возникает новый тип общества, где преобладает обобществление средств производства и относительное равенство. Постепенно социалистические общества перерастают в коммунистические, где исчезают государство, право, стратификация общества. В итоге, суть материалистического понимания истории сводится к тому, что исторические процессы являются результатом постоянной борьбы эксплуатируемых классов за свои права и интересы в сфере экономики – базиса. Однако в трудах некоторых последователей К. Маркса роль надстройки в виде коммунистической партии имеет решающее значение, так как позволяет рабочему классу осознать механику социального и исторического процесса. Так, известный социолог-марксист А. Грамши еще более увеличивают значение надстройки (революционеров, интеллектуальной элиты), посчитав ее историческое значение решающим. Для чего? Концепция материалистического понимания истории разрабатывалась в определенных исторических условиях, когда складывались философские и научные течения позитивистов и социал-дарвинистов, которые пытались объяснить развитие общества через объективно существующие законы. Такие законы рассматривались по аналогии с закономерностями биологической эволюции, сформулированными Ч. Дарвиным.