Судьба отмерила нам непомерно... (Документальный фильм, 2024 год).
Документальный фильм к 100-летию Василя Быкова.
Быков - один из самых глубоких и откровенных писателей поколения “лейтенантской прозы“. Повести “Альпийская баллада“, “Третья ракета“, “Мертвым не больно“, “Обелиск“, “Дожить до рассвета“, “Пойти и не вернуться“ поставили Василя Быкова в один ряд с выдающимися мастерами литературы XX века.
Однако сам писатель среди своих многочисленных произведений самым важным считал небольшую повесть “Сотников“: “Сотников“ стоил мне, - вспоминал он, - не столько моральных, сколько физических усилий. Там есть вещи, после которых я почти терял сознание“.
Февральским вечером 1970 года в квартире писателя Василя Быкова раздался телефонный звонок. Резкий, иногда срывающийся в хрип голос на том конце провода говорил долго. Быков не прерывал, понимал, что этот монолог важен и именно сейчас ему предстоит сделать тот самый нравственный выбор, который уже не раз в жизни мучительно доводилось делать. Выбор, который предопределит всю дальнейшую судьбу. Хриплый голос, наконец, закончил: “Я вынужден уйти из журнала. Надеюсь, что Вы после этого заберете повесть“. Между абонентами повисла звенящая пауза, которую прервал Быков: “Если я заберу повесть, я ее не напечатаю больше нигде и никогда“. На том конце главный редактор “Нового мира“ Александр Твардовский в сердцах бросил трубку. Между тем, речь шла о повести “Сотников“, которая после выхода прославит писателя на весь мир!
Обстоятельства создания повести “Сотников“ и ее экранизации - фильма “Восхождение“ проходят лейтмотивом через весь фильм. Именно эти произведения кардинально повлияли на судьбы многих людей: самого Василя Быкова, писателя Александра Твардовского, режиссера Ларисы Шепитько, актеров Бориса Плотникова и Владимира Гостюхина, актрисы Людмилы Поляковой.
“10 января 1944 года лейтенант Быков Василий Владимирович пал смертью храбрых в районе деревни Большая Северинка Кировоградской области“: такую похоронку получат родные. А имя Василя Быкова высекут на обелиске у деревни Большая Северинка, что в Кировоградской области. Сам фронтовик узнает об этом уже после Победы. Этот эпизод своей биографии Быков опишет в повести “Мертвым не больно“, опубликованной в 1965 году. Это будет очень личное его произведение.
Быков был в боях с ноября 1943 года. Ему, выпускнику 41-го года, можно сказать, повезло. Из его поколения на фронте выжили единицы. Быков был дважды ранен. Когда его мать получила похоронку, он находился в госпитале. А потом - снова на передовую. Освобождал Румынию, Венгрию, Австрию. Об этой истории нам рассказала Антонина Быкова, вдова родного брата писателя. Съемки прошли в деревне Бычки Ушачского района, на родине Быкова.
Сын писателя Василий Быков вспоминает, что его отец был человеком скромным: “Он был все-таки застенчивый, достаточно, человек, судя по тому, что я помню, как вел он себя на людях, то есть он не лез в первый ряд… Поэтому лучшее для него ощущение, по-моему, было, когда его не замечают“.
Между тем, Быков самый экранизируемый классик советской военной литературы. По его произведениям было снято более 20 художественных лент! Удивительно, но в череде ярких и запоминающихся картин, удачных, по мнению самого писателя, было крайне мало.
В 1963 году с просьбой об экранизации повести “Альпийская баллада“ в Госкино СССР обращался один из основателей неореализма в кино - итальянский режиссер Джузеппе де Сантис. Но на “Беларусьфильме“ отказались от столь лестного предложения. Картина стала лидером проката в СССР, а исполнители главных ролей Станислав Любшин и Любовь Румянцева получили статус настоящих “звезд“! Фильм называли удачным все… кроме автора сценария. Он считал, что он не соответствуют духу, который он вкладывал в повесть.
Фильм “Восхождение“ по повести “Сотников“ должен был стать девятым по счету и первым, снятым на “Мосфильме“, да еще и женщиной - талантливым режиссером Ларисой Шепитько.
О том, как непросто рождалось это кино, рассказали сын Ларисы Шепитько журналист Антон Климов и актриса Людмила Полякова. Правда ли, что на роль красноармейца Рыбака пробовался Владимир Высоцкий? Почему актеры и массовка снимались без головных уборов и перчаток в сорокаградусный мороз? Почему фильм обвинили в излишней религиозности и какую роль в выходе “Восхождения“ на экран сыграл Первый секретарь КП Белоруссии Петр Машеров?
В воспоминаниях Быков потом признается - единственная экранизация по его произведениям, которая его не разочаровала - фильм Ларисы Шепитько.