«Покаяние» Тенгиза Абуладзе (1984)
«Покаяние» (груз. მონანიება)
Третий фильм в режиссёрской трилогии Тенгиза Абуладзе («Мольба» — «Древо желания» — «Покаяние»).
Жанр: драма, философская притча, фантасмагория
Производство: Грузия-фильм
Год выпуска: 1984
Режиссер: Тенгиз Абуладзе
Сценарий: Тенгиз Абуладзе, Нана Джанелидзе, Резо Квеселава
Оператор: Михаил Агранович
Художник: Георгий Микеладзе
Муз. оформление: Нана Джанелидзе
.........
В некоем городе умирает “большой человек“, бывший городской голова Варлам Аравидзе. Его хоронят с почестями, а на рассвете сын Авель и его жена обнаруживают выкопанный труп Варлама в своем саду. Ночью его снова потихоньку предают земле, а на следующее утро он опять тут как тут, в саду. Варлама вновь закапывают, могилу окружают железной клеткой, закрытой на огромный замóк, но и это не помогает: на следующее утро покойный оказывается сидящим на площади, на глазах у соседей. Тогда родственники достопочтенного Варлама и их добровольные помощники решают дежурить ночью на кладбище, дабы поймать осквернителя могилы. И им это удаётся. Преступником оказывается Кетеван Баратели - женщина, которой было восемь лет, когда Варлам Аравидзе захватил в городе власть. Она печет изумительные по красоте торты и между делом выкапывает из могилы Варлама. За что?..
Этот фильм, снятый ещё до начала Перестройки в СССР, вышел на экраны в январе 1987 года и практически сразу стал знаковым для отечественного кинематографа.
Факты :
* Фильм перевёл на русский и озвучил грузинский поэт Михаил Квливидзе.
* В первоначальном варианте сценария у супругов Баратели должен был быть сын. На эту роль Абуладзе выбрал Тенгиза Арчвадзе, но незадолго до начала съемочного процесса мужской персонаж был заменен женским.
* В фильме использована музыка Арво Пярта (фрагмент из «Tabula rasa», звучит в сцене с брёвнами и в сцене в подъезде (после взрыва церкви)), Бетховена (адажио из «Лунной сонаты», фрагмент финала симфонии № 9), Верди (стретта Манрико из оперы «Трубадур»), Дебюсси (прелюдия «Шаги на снегу»), Хачатуряна («Танец с саблями» из балета «Гаянэ»), Гуно (фрагмент оратории «Смерть и жизнь», звучит после диалога Кетеван Баратели и странницы), а также песня «Sunny» в исполнении группы Boney M.
* Находясь в гостях у семьи Баратели, Варлам Аравидзе декламирует 66-й сонет Шекспира (в русскоязычной версии фильма это произведение звучит в переводе С. Я. Маршака), опуская две последние строки:
«Всё мерзостно, что вижу я вокруг,
Но как тебя покинуть, милый друг!»
* Сцена с брёвнами, по словам Абуладзе, имеет реальные корни: «В Чохатаури пришёл из Сибири поезд с брёвнами. На них оказались надписи на грузинском языке. Говорят, что некоторые находили имена своих родных, политических заключённых. Эта история настолько врезалась в память, что я должен был воспроизвести её в фильме».
* Реальные события лежат и в основе сцен с выкапыванием покойника людьми, пострадавшими от его действий: прототипом Кетеван Баратели послужил бухгалтер из Мегрелии, который выкопал труп бывшего чекиста и бросил его перед домом за то, что тот по сфабрикованному делу отправил бухгалтера с семьёй в ссылку для того, чтобы сделать его жену своей любовницей.
* Сцену, где показано безумство престарелого Варлама Аравидзе, сняли спонтанно. В тот день у съемочной группы был выходной, а Автандил Махарадзе с Тенгизом Абуладзе осматривали место съемки эпизода. Как только Махарадзе начал имитировать помешательство, Абуладзе отправился за камерой и вернувшись, попросил повторить Махарадзе то, что он изображал.
Фильм был снят в Тбилиси и Батуми.
Фильм: Покаяние 1.
Правообладатель: RVISION.
Фильм: Покаяние 2.
Правообладатель: RVISION.