Отбросы рая / Помойки рая (Франция - 1979г.)

Альбер Спаджари, бывший наёмник, встречает своего старого приятеля-сослуживца. Вместе они планируют ограбление банковского хранилища в Ницце. Для осуществления задуманного друзья набирают команду таких же отчаянных авантюристов, как они сами. Проникновение в хранилище планируется осуществить через канализацию... Биография создателя этой картины французского режиссёра и писателя Жозе Джованни сама по себе достойна экранизации, вместив в себя столько противоречивых событий и поступков, что их с лихвой хватило бы на целый сериал. Активная преступная деятельность, в ходе которой страдали и гибли невинные люди, помноженная на сотрудничество с немецким оккупационным режимом во время Второй Мировой войны, смертный приговор за участие в тройном убийстве, заменённый пожизненными каторжными работами, дополнительный срок в десять лет за доказанный шантаж евреев, скрывавшихся от нацистов - только одного пункта из этого чёрного списка могло бы хватить на то, чтобы растереть человека в порошок между жерновами правосудия и публичного осуждения. Но урождённый корсиканец (чья настоящая фамилия Дамиани наталкивает на мысль о врождённой кинематографичности, хотя никак не связана с итальянским мастером драмы) проскочил сквозь них с минимальными потерями для репутации, а затем взялся за перо, сочиняя популярные произведения, сюжеты которых постоянно вращались вокруг на собственной шкуре изведанной автором уголовной темы. Но и этого оказалось мало, и после успеха на писательском поприще, он оказался вполне компетентен на съёмочной площадке, поработав со знаковыми артистами своего времени, среди которых Жан Габен, Ален Делон и Жан-Поль Бельмондо, в компании которых режиссёр сделал несколько классических фильмов, например «Двое в городе». Картину Джованни «Отбросы рая» 1979 года, к созданию которой он приступал уже в статусе сложившегося творца, пожалуй, не отнесёшь к самым известным лентам режиссёра, при этом она, конечно, несёт значительный отпечаток его личности. Речь идёт не только о совпадениях конкретных фактов из жизни главного героя и человека, взявшегося проявить на киноплёнке его нашумевшее «мероприятие», но и о пропитавшем их судьбы всепроникающем духе авантюризма и дерзкого проявления своих понятий о человеческой свободе, в корне расходящихся с юридическими общественными принципами. Немудрено, что сам пока не удостоенный подобной чести от собратьев по цеху, Джованни не смог упустить из виду книгу другого корсиканца Альберта Спадджари, неоднократно судимого профессионального «солдата удачи», сумевшего свести счёты с государством путём одного из самых головокружительных ограблений за всю современную историю, и заодно открывшего в себе талант писателя. Из вышесказанного несложно догадаться, что «Les egouts du paradis» представляет из себя байопик, по горячим следам следующий за Альбертом в исполнении актёра Франсиса Юстера, готовящим и осуществляющим дерзкий план проникновения в банк «Сосьете Женераль», расположенный в Ницце, при помощи старых товарищей из запрещенной военизированной группировки «OAS». Надо отметить, что режиссёр беспристрастно следует основной канве воспоминаний скрупулёзного грабителя, из-за чего фильм со временем потерял часть своей силы, изначально подпитывавшейся актуальностью событий, о которых судачила вся Европа, а то и весь мир. Во-многом, именно эмоциональная холодность и расчёт на закадровую осведомлённость зрителя о сюжетной подоплёке, будучи связаны между собой, являются главным слабым местом ленты. Вовлекать в происходящее на экране режиссёру удаётся слабо, поскольку в этом подходе крайне важны эмоциональная составляющая, сопереживание героям, погружение в их внутренний мир и прослеживание связей, которые образуются вокруг них, составляя своего рода чувствительную паутину, колебания которой заставляют эхом отзываться нервные окончания наблюдающего. Джованни просто формирует дайджест встреч, согласований и действий.