Евгений Майзель. Феноменологический подход в киноведении

Одиннадцатая лекция курса Евгения Майзеля «Теория кино на практике». Что значит видеть? Что представляет собой фильм, как не акт видения, сделавшего себя видимым для нас? Каким образом связан этот акт видения с нашим существованием? Как он может и как не может повлиять на нас? Что в равной степени упускают из вида структурализм, психоанализ, неоформализм и другие теории кино? На лекции рассмотрено одно из самых захватывающих, современных и философски глубоких киноведческих направлений — феноменология, глубже прочих постигшая многие особенности человеческого восприятия и зрительского бытия в мире. Рекомендуем прочитать работу М. Мерло-Понти «Кино и новая психология» (1948) и первую главу книги В. Собчак «The Address of the Eye: A Phenomenology of Film Experience» (1992). Курс посвящен двенадцати направлениям теоретического киноведения. Каждая лекция предполагает обзор обсуждаемого направления, знакомство с его основными представителями, идеями и терминами. Выстроенный в хронологической последовательности, курс позволил увидеть и размах идей, и историческое развитие, и дискуссионный, полемический потенциал теоретической мысли о кино за последние шестьдесят лет. Евгений Майзель — киновед, кинокритик, автор цикла статей об американском авангарде, постоянный автор и редактор журнала «Искусство кино», заместитель главного редактора журнала «Кинема», член экспертного совета Гильдии киноведов и кинокритиков России, член ФИПРЕССИ. Видео: Президентский центр Б.Н. Ельцина/Александр Бабкин 25 август 2024 г.