Консервативный тип искусства

Заключительная четвертая лекция авторского цикла Татьяны Анатольевны Кругловой, профессора, доктора философских наук: “Оправдание искусства: кому и зачем оно нужно?“ Первая лекция цикла: • Зачем общество содержит искусство? Вторая лекция цикла: • Буржуазное искусство и авангард Третья лекция цикла: • Государственный тип искусства Лекция №4 В общественном сознании образованного «класса» за последние минимум сто лет сложилось устойчивое представление об истории искусства: туда попадают те, кто способен предложить что-то новое (тема, идея, выразительный средства). Все, что вторично, подражательно – гораздо менее ценно. Выше всего ценится оригинальность, прорыв в будущее, начало нового стиля, направления, жанра. Но этой, безусловно, мейнстримной тенденции, с самого начала ее существования, стала противостоять другая, консервативная линия. Эти линии часто находятся в открытом конфликте, в котором участвует и власть, и публика. В ХХ-м, невероятно динамично развивающемся веке, модернистские и авангардные поиски систематично сменяются разными поворотами «назад» и «возрождениями». Формы неотрадиционализма множатся на самой разной идеологической, философской и религиозной почве, настаивая на совершенно противоположном критерии художественной ценности по сравнению с откровенно новаторскими по своим установкам типам искусства. В лекции мы подробно остановимся на современном российском консервативном искусстве, широко представленном в ряде выставочных проектов и попытаемся разобраться в тех основаниях, на которых утверждается их ценность. - как трактуют понятие «современности» художники разных позиций: новационных и консервативных? - с каких позиций производится критика современности? - существуют ли жанры или направления искусства, «застрахованные» от консерватизма? - чем в эстетическом отношении может быть полезен консерватизм? - как адекватно провести границу между новационным и консервативным? === Поддержать деятельность философского кружка Вступить в клуб -