Нурхатим Бикулов.

В этот день, 87 лет назад, 20 февраля 1937 года, родился татарский художник, живописец, монументалист – Нурхатим Бикулов. Нурхатим Зарифович Бикулов родился в татарской семье в селе Ново-Мансуркино,Похвистневского района,Самарской области. Родители, воспитанные тяжёлым трудом не считали занятие сына живописью достойной мужчины профессией. Но Нурхатим и трудился и рисовал. Он самостоятельно освоил технику рисования «по клеткам». Нурхатим стал рисовать портреты односельчан. Соседи приносили ему фотографии – свои и родственников, платя по 5 рублей за портрет, исполненный цветными карандашами. Писал портреты для красных уголков и досок почета, копируя изображения из газет. Школу он окончил только в 19 лет. Помешала тяжёлая болезнь – сначала остеомиелит, а затем туберкулёз – сказались тяжёлые условия жизни в годы войны. На лечение ушло два года. В больнице Нурхатим продолжал рисовать, писать красками портреты людей из соседних палат и пейзажи, которые видел из окон больницы. После возращения в родную деревню и окончания школы Нурхатим решил продолжить художественное образование и поступил в Республиканское художественное училище им. М. Олимова в Душанбе. Окончив училище 1961 году, вернулся в родное село, и стал преподавать рисование в местной школе, а в 1963 году поступил в Харьковский государственный художественный институт. Он родился в деревне и на всю жизнь сохранил любовь к ней, прекрасно чувствовал её, знал людей. Художник часто ездил в родное Ново-Мансуркино, писал этюды, портреты односельчан. Его работы – это рассказ о мире селян, об их повседневной жизни. В отношении к героям, занятым повседневными делами, ощутимо искреннее восхищение художника их силой и красотой. Своих соседей и знакомых Бикулов изобразил в работе «Мои односельчане» (1975). Вариантом этой же темы стало «Возвращение стада» (1975). Вдоль отодвинутых вглубь полотна домов стоят жители села, поджидающие своих коров. Все пространство первого плана занимает стадо. Земля в сумерках погружается в тень, на фигурах людей, на спинах коров, на домах, на земле – яркие отблески заката. Яркие краски неба и вечернего солнца: красные, оранжевые, золотистые, изумрудные, бирюзовые. Теплым колоритом передается поэзия деревенского вечера, в котором есть и величавый покой, и голоса деревни, мычание коров, перебранка хозяек, разговор мужичков на завалинке. Часто пишет Бикулов свою семью. Родители появляются на картине «В поле» (1979). На фоне характерного пейзажа – холмистой местности, перерезанной множеством маленьких оврагов, – в тени дерева люди присели отдохнуть. Бабай в зеленой тюбетейке, абика в светлом платке и пёстром расшитом фартуке, представители старшего поколения, хранящие традиции предков. Рядом более современная молодежь, стремящаяся жить по-новому, привносящая в традиционный уклад элементы городского быта, в том числе и одежду. Тема семьи связана у художника с радостью жизни, счастьем и домашним уютом. Это тихая гавань, в которой всегда царят покой и гармония. В картине «За чаем» (1974) изображена семья на фоне теплого домашнего интерьера. Люди словно застыли, погружены в себя, но при этом незримыми нитями связаны друг с другом. Мужчина и женщина обращены друг к другу, их фигуры образуют круг, в котором для них замкнут целый мир, живущий по собственным законам. Запечатлев мимолетное мгновение, художник дает возможность зрителю спокойно всмотреться в него, почувствовать внутреннюю гармонию и умиротворенность. Бикулова называли лириком с добрым и светлым отношением к жизни. Особое трепетное отношение у него к теме детства и юности. Этой удивительной поре, когда маленький человечек открывает для себя большой мир, когда формируются характер человека, его взгляды на жизнь. «Портрет дочери» (1996), «Подруги» (2000), «Портрет Рената» (1980), «Сёстры» (1973) – светлые воспоминания детства и отчего дома. Во всех этих работах чувствуется любовь художника к детям, но без умиления и сюсюканья. Скорее ощущается вдумчивое отношение художника к своим моделям, словно он пытается разгадать тайну взросления человека. Неизменно юность сменяется зрелостью, а затем приходит старость. На картине «О женщинах» (1976) изображены пять женщин. Слева юные девушки, справа женщина в расцвете своей красоты, а посередине сидит старуха. Три возраста, три состояния человека, как постоянное течение жизни – заря, расцвет и закат, – тесно связаны с величавой природой. Восхищение природой, ее творениями свойственно художнику. Венцом и самым прекрасным созданием Бикулов считал женщину и создал огромное количество женских портретов. По-восточному изысканно преклонялся перед женщиной, видел в ней красоту и передавал её на полотне. Он выработал свой стиль в изображении женщин, свой художественный тип: стилизуя изображение, убирая всё суетливое, при этом сохраняя исключительный образ каждой модели, помещая ее в неподвижную, безвоздушную среду. Фигуры словно не живут в пейзаже, а размещены на его фоне. Художник как будто подсматривал за беседой у калитки («Вечером», 2004) или за девуш