Август Ланин. Проект цветомузыкальной установки. 1973. Действующий макет. Металл. Собственность семьи художника

Август Ланин — художник, архитектор, график, скульптор, работавший преимущественно в Ленинграде. Его специализацией стало создание цветомузыкальных кинетических объектов. Ленинградский художник был знаком с творчеством московских кинетов, однако работал самостоятельно, не входя в творческие объединения. Основой его творческого метода стал синтез искусств: когда форма, свет, музыка и видеоряд взаимодействовали под управлением электронного анализатора звука. Эксперименты по синтезу искусств Август Ланин начал в конце 1960-х — он разработал комплекс цветомузыкальных павильонов под общим названием «Жизнь». Важнейшим проектом Ланина стала работа над созданием искусственной среды, решающей проблему сенсорной депривации в условиях длительного пребывания в космосе. Проект был выполнен по заказу московского Научно-исследовательского института медико-биологических проблем. В 1960–1970-е Ланин оформил интерьеры нескольких учреждений Министерства электронной промышленности СССР, а также создал проекты монументальных цветомузыкальных установок на городских площадях Архангельска, Кишинёва и других городов. По мнению Ирины Мамоновой, «метод [художника] был основан на закономерности корреляции звука и светоцветовой гаммы с геометрическими характеристиками архитектурной формы. Ланин исходил из того, что звук обладает пространственной характеристикой и “имеет ассоциативно-смысловое, семантически выраженное содержание: «низкий», «средний», «высокий» — гравитационную зависимость, трехкоординатную ориентацию в пространстве”. В экспериментах Ланина частотам звукового ряда соответствовали основные пластические формы: низким частотам — куб, средним — шар, высоким — параллелепипед. Таким образом, Ланин предлагал не только “рисовать звук”, но и выражать тектонически и пластически его “вес” и “массу”, приводя к содержательному и эстетическому соответствию музыку, живопись, архитектурную форму». #кинетизм #Ланин