Жиль Делез - Что такое акт творения? (рус суб)

17 мая 1987 года Жиль Делез по приглашению кинокритика Жана Нарбони выступил перед студентами во Французской национальной киношколе «Ля Феми» (La Femis) на тему «Что такое акт творения?». Это выступление было записано тогда еще начинающим режиссером Арно де Пальере. 1. К понятию творчества. – Философия, наука, искусство как творческие дисциплины. Философия как нерефлексия. Идея в кино. Пространство-время как предел для всей троицы творческих дисциплин. 2. Идея в кино. – «Разрозненные пространства» Брессона. Этот тип пространства сближается с пространством-временем, и его «разрозненность» соединяется у Брессона с помощью образа руки; образ руки у Брессона – не для удовольствия, а из необходимости. Идея в кино – не то же, что идея в других областях, но есть идеи в кино, которым соответствуют идеи в романе: случай Куросавы. Миннелли и его идея грезы. Оппозиция «видеть/говорить» у Штрауба и ее следствия. 3. Творчество и коммуникация. – Идеи в кино не связаны с коммуникацией. Искусство как некоммуникация, философия как некоммуникация. Коммуникация, информация и общество контроля. Информация и контринформация. Произведение искусства как сопротивление. Нужно отметить, что это выступление позволяет уточнить, что существует по крайней мере два стиля философствования с точки зрения отношения к уже сказанному, два режима мысли: либо подразумевается, что то, что однажды было выражено, нет смысла повторять (Шопенгауэр: «Списывать у самого себя или кропотливо пересказывать еще раз уже высказанное однажды мне было бы противно»), либо, напротив, подразумевается, что мысль может существовать в режиме повторения однажды выраженного, повторения и уточнения, воспоминания и самоцитирования. Ко второму случаю относятся, например, такие фигуры, как Славой Жижек и Жиль Делез: многие их философские ходы воспроизводятся вновь (иногда буквально) в разных статьях, беседах, книгах. Это просто другой режим мысли, бегущий от банальностей, но не боящейся повторения. Немаловажно, что выступление Делеза – в 1987 г., это ровно посередине между двумя написанными книгами Делеза – «Кино» (1983, 1985) и «Что такое философия?» (1991). Это во многом и определило содержание выступления: основные ходы Делеза здесь – либо повторение сказанного в «Кино», либо повествование о том, что позднее будет более подробно раскрыто в «Что такое философия?»; кроме того, некоторые ходы будут также позднее развернуты Делезом в некоторых интервью. Так можно представить этот режим в случае с «Что такое акт творения?»: — о концептах, философии как не рефлексии, а творчестве: «Что такое философия?», с.9-47; — о творчестве как обладании идеей: «Алфавит», с.25-27 («Идея»); — о науке и о понятии функции: «Что такое философия?», с.149-171; — о творчестве в искусстве: «Что такое философия?», с.207-255, «Алфавит», с.64 («Единое»); — о Брессоне, его разрозненных пространствах: «Кино», с.167-169; — о Куросаве и его рецепции Достоевского: «Кино», с.259-263; — о Миннелли и его идее грезы: «Кино», с.359-361; — о Штраубе, «видеть/говорить»: «Кино», с.570-573,582-586,589; — о коммуникации, о философии как некоммуникации: «Что такое философия?», с.9-47; — об обществе контроля и о сопротивлении: «Переговоры», с.215-233. Таким образом, если для незнакомых с философией Делеза это выступление может предстать интересным и эвристично полезным, то те, кто проштудировал «Кино» и прочее, вряд ли найдут в этой записи что-то новое. В то же время есть вероятность, что этим проштудировавшим выступление также будет в радость – не только потому, что они услышат старые знакомые идеи и концепты, но ещё и потому, что, возможно, выступление позволит с другой стороны встретиться с мыслью, встретиться с иным телом мысли, не только с тем, которое текстуально отфильтровано, но и с тем, которое сопровождается жестом и тоном. (А. Е. Радеев) Цитированные книги приводятся по изданиям: 1. Делез Ж. Алфавит Жиля Делеза. Мн, 2003. 2. Делез Ж. Кино. М., 2004. 3. Делез Ж. Переговоры. СПб, 2004. 4. Делез Ж., Гваттари Ф. Что такое философия? М., 1998.