Янка Дягилева (1966—1991) на мемориале Башлачёва, 1990: “Гори, гори ясно“, “Продано!“, “Домой“

Концерт памяти СашБаша, Ленинград, БКЗ “Октябрьский“ «Гори-гори ясно» (конец 88-го) ! “Рожки-ножки чёpным дымом по кpасавице-земле“. “Красный смех“ — рассказ, в котором отозвалась Русско-японская. Песня Дягилевой написана на 9-м году Афганской. «Продано» написана “в периоды массовых пафосных концертов в память Башлачёва (упал из окна 17 февраля 88-го), а стихи эти обличают не миф, а мир, равнодушно принимающего смерть поэта“; “как ни странно, башлачевский «текст смерти», уже в конце 80-х — начале 90-х (когда писали свои песни Кинчев, Шевчук) другими представителями рок-культуры был иронически переосмыслен, редуцирован и, как следствие, демифологизирован. [...] Яна снизила мотив красивого финала биографии, употребив слово «коммерческий» (русский рок, как известно, не продается). Другое дело, что сама вскоре ушла не менее «успешно», чем Башлачев, подарив аудитории богатый материал для создания нового «текста смерти», в результате чего и песня «Продано» получила новые смыслы — предчувствие (или даже планирование!) собственной гибели“. И снова песня сопротивления злу и трагично-ироничное “радоваться солнышку“, поскольку оно смеётся красным смехом. Но песня, которую не убьёшь и которая ветрам на перекор, тоже может быть иронически воспеваемой, т.к. пение, солнце и даже ветер (и всему этому не рада кудрявая, а страна вся рада) — всё находим в “Песне о встречном“ (1931) Шостаковича (уже в 1934-м за “Леди Макбет...“ подвергнут остракизму) на стихи Корнилова (расстрелян в 1937-м) для фильма о перевыполнении плана, снятого к годовщине Октября. Анализ двух песен: «Домой!» Сфера — поверхность шара, идеальная форма у греков (коим также важно понятие гармонии) и многих других. Пустой шар — сфера, а если “пустой“ в переносном, то это как раз и есть нелепая/некрасивая гармония (тогда как гармония и есть красота, понимаемая греками как соразмерность). Шар ассоциируется с Землёй, т.е. дурная гармония всей земной жизни. Это дурная гармония заполняет некие промежутки мёртвой водой (вспомним сказку). Гармония (суть красота) нелепа, шар (земной, заполненный) пуст [“чтоб тебе пусто было“ vs полнота как совершенство], вода (питающая всю жизнь на земле) мертва (и ещё и смерть причиняет, если фольклорный аспект в интерпретации Проппа), промежутки — пустота между существующими сплошными/заполненными/существующими. Но если их заполняет мёртвая вода, причиняющая смерть, то не промежутки ли это между небытием, т.е. не жизни ли это? Ведь жизнь — промежуток между двумя состояниями небытия (это предположение усиливается тем, что в песне упоминается реинкарнация). Каменные, теоретические, напечатанные — неживые, ненастоящие. Снег (как и лёд “мёртвая“ вода, ср. снежный саван, зима = смерть), дым (негативность воздуха, то, чем невозможно дышать+рассеется как дым). Вот как раз мир как абсолютная и навсегда завершённая как шар система, чья гармония нелепа: В основе её поэзии — “экзистенциально-катастрофическое мировидение. Сознание лирической героини словно поражено аффектом страшного открытия: мир в его отношении к человеку предстает как хаос и пространство энтропии, а по своим имманентным качествам — как абсолютная система, навсегда завершенная, равновесная [...] Воссоздается кафкианская ситуация: субъект знает, что на нем лежит изначальная вина“ {За какие такие грехи задаваться вопросом Зачем?! и Зачем?! и Зачем?! и Зачем?! и Зачем?!}. Все 3 песни написаны в 88-м и вошли в альбом “Продано!“ (1989, пост-панк, психодел.рок) Формально принадлежа “к сибирской ветви русского панка, значительно выделялась своими творческими установками, что многократно отмечалось в критических статьях“. После смерти СашБаша Яна сказала: «Это он дает мне знак, что пора уходить». После 88-го «стихи и песни становятся все более темными, неконкретными, тяжкими. Многие в мужском роде. И много карнизов, падений и многоэтажек. А я почему-то стою и смотрю до сих пор Как многоэтажный полет зарывается в снег…» “[...] Незасеянная пашенка Недостроенная башенка Только узенькая досточка Только беленькая косточка Незавязанная ленточка Недоношенная доченька Обвязала белой ниточкой Обмотала светлым1 волосом И оставила до времени Вместе с вымытыми окнами Вместе с выцветшими красками Вместе с высохшими глазками С огородным горем луковым С благородным раем маковым Очень страшно засыпать [...] Раз-два — выше ноги от земли Кто успел — тому помирать Кто остался — тот и дурачок [...] Озаглавилась весна топором Успокоилась река декабрём Утро одиноким выстрелом... Ожидало поле ягоды Ожидало море погоды...“ (1990) __ Радостная повседневная Яна: