«ЭМОР»|«Действия сыновей Израиля завершают святость выделенных Торой времен» – рав Ури Шерки

Освящение времени – главная тема раздела «Эмор», в котором представлен подробный список всех праздников Господних, начиная с субботы, затем новомесячье, Песах, 7-й день Песаха, Шавуот, Рош ѓа-Шана, Йом Кипур и Суккот. Все эти праздники связаны в том или ином виде с Храмом. И в этом проявляется особое значение книги «Ваикра», которая связывает святость праздников, то есть святость времени со святостью места. Однако заканчивается перечисление всех праздников стихом, вызывающим удивление: ✅ «И возгласил Моше назначенные времена Господни сынам Исраэля» (Ваикра 23:44). Это добавление представляется избыточным, не несущим никакой дополнительной информации. Казалось бы, что нового сообщается в этом? Можно понять из этого стиха, что Моше учит сыновей Израиля, каким образом освящать времена, которые являются дополнительными к тем временам, которые перечислила Тора. Задача этих перечисленных в Торе праздников напоминать нам о различных событиях, связанных с выходом из Египта, каждый раз вспоминая другой этап Исхода. Но в процессе истории Святой, Благословен Он, продолжает открываться народу Израиля посредством праздников Ханука, Пурим и других. При этом сразу после стиха: ✅ «И возгласил Моше назначенные времена Господни сынам Исраэля» следует отрывок о масле, которым возжигают храмовую Менору, и этот отрывок как будто взят из другого места и не соответствует контексту изложения. Однако, мы можем видеть в этом отрывке намек на праздник, идущий за праздником Суккот, также связанный с маслом для возжигания Меноры. И мы понимаем, что это – праздник Ханука. То есть, из описания службы в Храме следует новое освящение времени. Затем следует еще один небольшой отрывок, связанный с 12-ю хлебами подношения. Хлеб является основой любой трапезы. Поэтому, здесь идет речь о будущем празднике, центральным моментов в котором является трапеза, который приходится на 12-й месяц, то есть месяц адар. То есть, мы можем предположить, что речь здесь о празднике Пурим. Следующим эпизодом является неблаговидная история о хулящим Бога, в отношении которого неясно, насколько он принадлежал к еврейскому народу или египетскому, поскольку известно, что он еврей по матери из колена Дана, но египтянин по отцу и по своей культурной идентификации. Можно сказать, что в какой-то мере он схож с Моше, который спасал еврейской народ, принадлежа при этом как к египетской, так и к еврейской культурам. И поэтому Моше затрудняется говорить со своими братьями, страдая косноязычием. Подобно ему, также и хулящий затрудняется говорить с окружающими его, что находит свое выражение в наглости его речи. В итоге он закидан камнями, когда все слышащие хулившего возлагают руки на его голову, что напоминает нам жертвоприношение вне Храма. И это можно связать с 3-м праздником, который стал возможным благодаря дерзости сыновей Израиля, граничащей с наглостью, в поколении, принесшем Освобождение. И это – День Независимости Израиля. Таким образом, мы видим в нашем разделе явные намеки на масштабные исторические процессы, коренящиеся в святости выделенных Торой времен и распространяющиеся далее в действиях сыновей Израиля, завершающие святость этих времен.