Почему критики Певчих и ФБК не могут теперь замолчать

Как часто бывает с неотменяемыми высказываниями (сказал бы судьбоносными, но не боюсь пафоса), три фильма Марии Певчих «Предатели» продолжают свое действие, уже не зависящее от авторов фильма. Формально проведена всего лишь штрих-пунктирная граница, всего-то, казалось бы, несколько высказываний и доводов, разделяющих тех, кто хотел бы дождаться обрушения режима Путина и возможности вернуться во власть и элиту, от тех, кто видит родовую связь между путинской и ельцинской эпохами. И понимает, что без восстановления идей попранной социальной справедливости возвращение к норме проблематично. Это граница, как часто бывает с тем, что будучи высказано, обратно в тюбик уже не затолкать, политическое значение трилогии Певчих и ФБК меняет и уже поменяло политическое поле, превратив еще вчера как бы властителей оппозиционных дум (при всей рекламности этого шага – объявления себя оппозицией) в обслуживающий персонал олигархического слоя, впервые увидевшего, как все здание их реальных и символических состояний зашаталось и лишилось былой устойчивости. Раздел идет поперек устоявшихся отношений, редакций эмигрантских СМИ, многолетних дружеских и профессиональных связей. Запаниковавшие статусные либералы вместе со своими клиентелами безосновательно утверждают, вот то единственное, что наделала Певчих и ФБК, разделило былое единство политической оппозиции на радость путинских пропагандистов, мечтавших о том же самом, да не получалось. Вот многолетний спонсор Навального и ФБК Борис Зимин упрекает, повторяя общий либеральный тренд, ФБК в разжигании ненависти вместо уютной и удобной борьбы с коррупцией без политического осознания ее причин и истоков. Но в заочном споре Певчих и Зимина, при всей симпатии, которую вызывает его неподдельное косноязычие и вроде как неподготовленное и искреннее мэкание, прав оказывается Маркс. Когда речь идет о прибыли, о чреватом катастрофой сомнении в законности обретенных несколько десятилетий назад - просто из пыли созданных, валялись на дороге, мы и подняли - огромных состояний, ни дружба, ни общая ненависть к путинскому режиму не уберегают от впадения в банальность. Деньги, приобретенный капитал разводит по обе стороны границы вчерашних попутчиков, дружба дружбой, а капитал врозь. И дело не в том, кто блаженствовал от вдруг свалившейся на голову свободы и получил профессиональную перспективу в запаянной, казалось бы, намертво советской капсуле, или, напротив (а может и одновременно) бедствовал, перебиваясь с перловки на покупаемые по талонам продукты из супового набора нищих. Не завоеванная, а подаренная с чужого плеча свобода, как бы ни было приятно тепло в холодном коммунальном коридоре, никогда не дается просто так. Она всего лишь ширма, как и последующая борьба с красно-коричневым реваншем, за которой бывшие освобожденными комсомольские секретари и районные кагэбэшники вместе с другой дышащей в затылок номенклатурой, пилили гири. И это был не чугун, а теплая и как бы никому не принадлежащая собственность, которая в два притопа три прихлопа стала своей. И теперь страшно, что какая-то Певчих, какие-то вроде как евшие с руки ФБК, вместо того, чтобы помогать, устраняя конкурентов, вдруг осмелились на политическое высказывание. Да, ничего нового, да, об этом говорили несколько десятилетий, но собранное воедино и сказанное в нужное время и нужном месте обрело субъектность точного опознавания причин наших и прочих бед. На бесчестности, на фундаменте украденных состояний и присвоенной власти, в том числе символической, власти обслуги власть имущих или имевших, не построить ничего. Фильмы Певчих не публицистика, не журналистика, а политика, разом изменившая весь ландшафт, и одни с набитыми карманами и полными ртами пошли направо, а те, кто видит связь между прошлым и будущим, налево. А всего лишь речь о том, что красть и врать вроде как плохо, а вы не знали?