Послушание Богу - жизнь. Проповедь о. Константина Корепанова в праздник Благовещения (7 апреля 2024)

#оКонстантинКорепанов Слово о. Константина Корепанова на Божественной Литургии в Свято-Троицком кафедральном соборе г. Екатеринбурга в день праздника Благовещения Пресвятой Богородицы и в Неделю Крестопоклонную Великого поста. Во имя Отца и Сына и Святого Духа. Сегодня Святая Церковь празднует светлый, радостный праздник Благовещения. Несмотря на то, что посреди храмов полагается Крест на поклонение, на то, чтобы черпать в нём силы для дальнейшего подвига поста, Церковь всё равно празднует этот праздник для нас: на нас – светлые одежды, звучат светлые песнопения, потому что – праздник. Сейчас вы слышали необыкновенное песнопение, написанное, в общем-то, совсем недавно, с необыкновенной красотой свидетельствующее о самых глубоких, самых чистых, самых светлых переживаниях, сопровождающих этот праздник. “Совет Превечный открывая Тебе, Отроковице, Гавриил предста”... и говорит эти необыкновенные слова. Что значит: Совет Превечный? Это значит, что ещё мира не было, ещё не были созданы начальные пылинки Вселенной, – а Бог уже знал, чтó будет, Он знал, что́ произойдёт в итоге, Он знал немощь и хрупкость Своего творения; Он знал, как и что́ произойдёт, – что человек падёт. Именно Совет Превечный изображается на традиционной иконе Святой Троицы: прежде, чем создать мир, Три Ипостаси Святой Троицы принимают решение о том, как этот мир спасти. Чтобы спасти мир, Вторая Ипостась Святой Троицы, Сын Божий, должен стать человеком. И нам представляется это лёгким делом: что там сложного? Взял – да и воплотился! – так язычники и думают. Так думают и современные люди, не очень далеко ушедшие от языческого сознания. Но, на самом деле, от человека требуется напряжение всех его сил, совершенная самоотдача, совершенная плотность всей своей человеческой воли, устремлённой к Богу. Не может Он воплотиться, если не найдётся человек, который всецело отдаст себя, который всецело Ему доверится, который совершенно будет устремлён всем своим сердцем, всеми своими помышлениями навстречу Богу. Нет другой возможности Богу стать Человеком, если только не найдётся такой человек, который также захочет отдать своё существо – своё тело, свою душу, свою волю – чтобы стать Его Матерью. Это на пустом месте не случится, это невозможно. “Да что вы такое говорите? Так ведь просто – прийти в храм, так просто – произнести молитвы. Ничего сложного нет!” Мы действительно так думаем, что, на самом деле, Богу нужны наши молитвы, наши посещения храма, наш пост, или наши копейки, которые мы кладём в кружку: “Вот, мы сделали это, Господи! Мы – Твои!” Но если предстанет Бог каждому из нас и скажет: “Иди и сделай то, что Я тебе скажу!” – какая буря поднимется у нас в груди: “Да кто Ты такой, чтобы мне говорить? Чего ради я буду это делать? Не пойду я вовсе, и не могу! Да не хочу я, да не надо мне это!” – если лучшие люди мира, лучшие люди человечества не могли этого сделать! Человек живёт так, как хочет, он ни на миг не остановится. У него есть цель, и он к ней идёт, – и кто такой Бог, чтобы вставать на пути к его цели? Человек принял решение войти в храм и поставить свечку – и никто его не остановит. Подожди: Евангелие читается! Подожди: батюшка проповедь говорит! Подожди: сейчас – Евхаристический Канон! “Да мне-то какое дело? Мне надо свечку поставить!” И так во всём. Попробуй остановить человека на пути, которым он идёт – он никогда не остановится. Он никогда не услышит, что́ ему говорят, потому что у него в голове своя парадигма дальнейшего развития событий. Подожди, ты не на того смотришь! Твой муж – другой! Посмотри на другого! “Нет, я уже выбрала или уже выкрала!” Тебе не надо сейчас молиться, тебе сейчас надо милостыню давать. “Но я-то хочу молиться, – потом когда-нибудь и милостыню дам!” Мы никогда не слушаем Бога, – ни одного дня своей жизни мы никогда не слушали Бога, мы всегда делаем то, что хотели; не важно, благочестивое это дело, или нет, – мы делаем то, что МЫ хотим, и никогда не задавали вопроса Богу: “Что Ты хочешь, чтобы я сделал?” Мы же самих себя праведниками считаем, и поэтому нам представляется, что если мы – такие, то и все праведники были такими. Вот – Моисей, святой Божий человек, лучший человек этого мира, “кротчайший”, как сказано о нём в Писании, – один из немногих, с кем Бог за всю историю говорил лицом к лицу. Вот, Бог говорит ему: “Иди и спаси твой народ!” И Моисей отказывается это делать, хотя спасение народа есть чаяние его сердца. Он сам бы хотел спасти народ, но, когда его посылает Бог, он не идёт. И возникает конфликт между Богом и Моисеем, – так что Бог даже прикрикнул на него: “Иди и делай!” – Моисей, конечно, пошёл. Но вот так – всегда с человеком; так – с Авраамом, так – с Исааком, так – с Иаковом, а это – лучшие люди этого мира. Так и со многими другими: Давид был лучшим из царей, – но и он спорил с Богом и не всегда хотел исполнять Его волю. ... окончание - в первом комментарии к этому видео. Автор: Константин Корепанов Оператор: Андрей Серафимович Текстовая запись: Елена Плотникова.