Амиран певец из Адыгеи в гостях у Айдамира Бастэ возле Тюльпанового дерева Шапсугия посёлок Шахапэ
Посёлок Головинка на адыгском языке называется Шахапэ,что связанно с местной рекой Шахэ возле
которой располагаются адыгские аулы.Шахапэ дословно переводится как поселение в устье реки Шахэ.
о самом тюльпановом дереве можно рассказывать много,я постараюсь в кратце описать
чем оно удивительно из того что я узнал от уважаемого Айдамыра Бастэ.
Конечно же в первую очередь удивителен возраст дерева
по данным центра древесных экспертиз возраст дерева больше
250 лет,Айдамыр утверждает что дерево впервые было изображено на картине Айвазовского
“Высадка у субаши“ 1839 года.
С тех пор оно перенесло много испытаний,у дерева была снесена крона,в дерево попадала молния,
Оно даже раскололось по середине ствола,
а внутри дерева пустота шириной 1,5 метра,но благодаря не безразличным людям дерево продолжает жить.
Айдымыра я считаю защитником дерева,ведь он на протяжении многих лет
заботится о его благополучии.Айдамыр возглавляет местный чилэ хасэ,это поселковое хасэ,которое
входит в краевую общественную организацию Адыгэ Хасэ причерноморских адыгов-шапсугов.
Ещё один интересный факт об этом дереве,в том,что это самое крупное тюльпановое дерево не только на побережье
и в России,но и в Европе,оно является одним из самых больших по охвату деревьев в мире.
По словам Айдамыра старейшины аулов говорят что дерево всегда считалось у местных жителей адыгов священным.
К дереву приносили даже больных детей для выздоровления и это дерево относится к священному вековому лесу
адыгов,который был в этой местности раньше.В нём адыги проводили свои молитвы всевышнему.
Хочется отметить,Тюльпановое дерево является живым свидетелем истории которая происходила здесь.
в заключении хочется сказать ,что это дерево является ещё одним доказательством того что адыги по
сей день трепетно и уважительно относятся к
деревьям.Кстати на адыгском название дерева звучит так:
“Чъыг дахэ“ что в переводе означает - красивое дерево.