Вторая Благородная Истина буддизма. В чём причины несчастья согласно буддизму? Будда о привязанности

Пожертвования для поддержки канала: ◾️ Регулярные пожертвования на boosty ◾️ Яндекс деньги / ЮMoney ◾️ На карту ◾️ Для подписчиков не из России доступен Patreon - - - - - - - - - Социальные сети и площадки: ◾️ Telegram канал ◾️ Мой сайт ◾️ Я Вконтакте ◾️ Яндекс Дзен ◾️ TikTok @nara_loka ◾️ Сообщество VK: - - - - - - - Дословный перевод с пали на английский (SN (S v 420) Dhammacakkappavattana Sutta Во второй Истине Будда говорит: Истина об источнике дуккхи: это жажда, сопровождаемая наслаждением и страстным желанием, ищущая удовольствия здесь и там; то есть, жажда к чувственным удовольствиям, жажда к существованию, жажда к несуществованию. (Дхаммачакка паваттана сутта: Поворот колеса Дхаммы СН ) И если вы сейчас подумали, о нет, мне нужно оставить моё желание съесть вкусный бутерброд и тут же исчезнуть, испариться, перестать существовать. Это неверно. Не паникуйте. Всё намного тоньше. Понять четыре истины сложнее чем кажется, по сути весь буддизм это эти четыре истины, и при этом он разворачивается на сотни тысяч томов. Поэтому разберёмся по шагам, с примерами. Здесь есть ключевое слово: на санскрите Тришна (tṛ́ṣṇā) или на пали Танха (Taṇhā) Слово древнее, корнями из прото индо-европейского языка. Перевести его можно многими способами, но это поле для дебатов переводчиков, нам же важнее ухватить суть, а Будда учил не цепляться к принятому словоупотреблению, а пытаться передать значение. Можно переводить его как тяга, чрезмерное желание, цепляние, жажда, (на английский его переводят как craving, desire, thirst). Вы уже можете почувствовать болезненность этого. Нездоровость и потенциальные проблемы к которым такое приводит. Далее Будда поясняет какие бывают основные виды этого чрезмерного цепляния. 1. жажда к чувственным удовольствиям (пали kāma-taṇhā), 2. жажда к существованию чего-либо (пали bhava-taṇhā), 3. жажда к не существованию чего-либо (пали vibhava-taṇhā) Иногда услышав вторую истину люди паникуют, думая, о! Я боюсь, я потеряю что-то ценное! Представляют себе какие-то глупости что станут бесчувственным истуканом, что не смогут жить без своего чрезмерного цепляния. Если человек невротически, болезненно собирает ненужные вещи и старые газеты и всяких хлам у себя дома, то мы назовём это психическим расстройством, так как степень чрезмерна. В психиатрии это называется “расстройство накопления” (английский hoarding disorder) И вот если вы этому человеку скажите, может выкинешь часть мусора? Тут воняет, и он тебе явно не нужен. Он затрясется, вцепится руками в свои горы мусора, будет рыдать и не отпустит. Также и мы, ничего ценного не теряем. Только мусор и хлам. И при этом обретаем большую свободу и счастье и радость. В сутрах это обычно описывают так: сделал то, что следовало сделать, сбросил тяжкий груз, достиг своей цели. Полезно наблюдать за собой и другими. Прямо в ходе нашей жизни, и видеть как эта жажда, тяга, чрезмерное цепляние, страстное желание у чувственным удовольствиям или чтобы что-то существовало или не существовало. Создают горы дуккхи, несчастья, печали, тревоги, раздражения, и неизмеримые объёмы всяких страданий. Наблюдая это, размышляя об этом, мы постепенно развиваем мудрость. А может кто-то скажет! Нет! Невозможно избавится от несчастья, не может такого быть потому что не бывает. И вот об этом Третья истина о которой мы поговорим в следующий раз.