Понедельник первой седмицы. Библейские чтения великого поста

Постимся постом приятным, благоугодным Господеви: пост есть злых отчуждение, воздержание языка, ярости отложение, похотей отлучение, оглаголания, лжи и клятвопреступления. Сих оскудение, пост истинный есть. «Постимся благоприятным постом, угодным Господу: такой пост – избегание злобы, воздержание языка, устранение ярости, прекращение похоти, злословия, лжи и клятвопреступления. Выполнение всего этого и есть истинный пост». (Песнопения 1-й седмицы Великого Поста) В нашем современном темпе жизни пост - это время святейшего периода церковного года имеющего особое значение в жизни каждого христианина. Великий пост установлен, чтобы очистить воздержанием и молитвой человеческую душу, пробудить и возродить ее перед великим праздником Воскресения Христова и сделать ее способной принять тот отблеск подлинной вечной радости, какая подается христианам на Пасху в большей степени, чем во все прочие праздники. Еще никогда не был современный человек так силен в материальном мире, как теперь, знаниями, своим гордым техническим разумом, своими достижениями, при этом он еще никогда не был так слаб, так внутренне опустошен, как теперь. Причин этому много, но одной из главных причин является неверная иерархия ценностей. Мы катастрофически перестали уметь любить, а потерявши способность к любви и преданности, люди потеряли внутреннюю силу, «внутренний цемент» и стимул и стали игрушкой своих страстей и всевозможных злых сил. Что можем противопоставить этому ужасу, грядущему на Вселенную, мы — стадо Христово, люди, желающие быть с Христом до конца? Для проверки нашей верности Господу очень ценен Пост. Благодаря Посту теоретическое исповедание своей принадлежности к Церкви Христовой проходит в самую толщу нашей повседневной жизни. У себя дома, за своим обеденным столом исповедует человек свою принадлежность к Православной Церкви, если он по предписаниям Церкви воздерживается от того, что вожделенно его телу, но что воспрещает ему его дух, сохраняющий свое царственное положение в отношении тела и подчиняющийся велениям Церкви. Если поглубже всмотреться в себя, то каждый от всего сердца должен будет сказать слова молитвы: «Боже, очисти меня грешного, яко николиже сотворих благое пред тобою». Это слова преподобного Макария Египетского, одного из величайших святых. Все делание спасения сводится к сознанию своих грехов, своей негодности для Царствия Божия, а в следствие этого – необходимости постоянно умолять Господа: «Боже, милостив буди мне, грешному». Так молиться учил Господь и в притче о мытаре. Все мы мытари по грехам, а смирения мытарева и покаяния нет. Забыв все свои добрые дела, мы должны, как мытарь, взывать от всего сердца: «Боже, будь милостив нам, грешным!» И если мытарь только за такую молитву был оправдан от всех грехов, то ясно, что Господь и нас помилует, если от всего сердца будем молиться и надеяться на милосердие Божие. Дух человека сотворен Творцом не для служения телу и внешнему миру, а для наследования вечного Царства, того самого, которое в малом отблеске приоткрывается в пасхальной радости, а к принятию ее и готовит нас Великий пост. И недаром Христос Спаситель сказал, что бесовская сила побеждается только молитвою и постом. Постом очищается человеческий дух, пробуждается, восстанавливает свою царственную власть над телом и приготовляется к встрече сияющей радости Пасхи. А на Пасху имеет христианин возможность проверить, насколько исцелился его дух, насколько стал он способным принимать небесную радость, насколько не чужд он Божиего Царства.