Александр АЛЕКСЕЕВ Нос 1963 год

Александр Александрович Алексеев (5 (18)., Казань – , Париж) — один из основоположников французской анимации, автор изобретения, во многом определившего художественный стиль XX столетия — игольчатого экрана,— как ни странно, мало известен в России. Почетный член Французской кинематографической Академии, лауреат дипломов Венецианского биеннале, художник, которого самые известные искусствоведы называют гениальным, а Юрий Норштейн и лауреат «Оскара» Александр Петров считают учителем, возвращается на Родину. Игольчатый экран — своеобразный предшественник телевидения и компьютерной графики. Экран представлял собой большое количество подвижных иголок, укрепленных на большой белой подвижной доске и отбрасывающих на нее тень в виде штрихов. При надавливании на ту или иную часть поверхности длина штрихов увеличивалась, благодаря чему и создавалось изображение, очень напоминавшее гравюру. Именно в этой «гравюрно-офортовой» технике и снял Алексеев свои невиданные до тех пор анимационные фильмы. Однако Александр Алексеев не только замечательный аниматор, но и блистательный книжный график. В России его иллюстрации к «Доктору Живаго» Б. Пастернака, «Братьям Карамазовым» Ф. Достоевского и «Анне Карениной» Л. Толстого были опубликованы совсем недавно издательством «Вита Нова». Благодаря племяннице Алексеева Елене Федотовой и известному библиофилу и коллекционеру Марку Башмакову у российских читателей и ценителей искусства есть возможность познакомиться с творчеством художника. Некоторые иллюстрации можно посмотреть в сети: