Клавесин в студии ТРК МИР БЕЛОГОРЬЯ!

Клавесин в студии “Мир Белогорья“! Инструмент отечественного мастера Александра Баюнова изготовлен в августе 2022 года в стиле старинных венецианских клавесинов! Презентация состоялась 25 октября 2022 г. в Московской консерватории, и 3 ноября инструмент уже прибыл в Белгород. Клавесин имеет один регистр 8 футов и 52 клавиши, соответствующие 52 струнам, из которых 11 верхних изготовлены из бронзы, 38 струн среднего регистра – из латуни, а три самые нижние – “До“, “Ре“ и “Ми“ – из серебра! Особенностью латунных и серебряных струн является мягкий, долгий и при этом сильный звук, с лёгким шелестящим призвуком. Инструмент звучит довольно громко для своих скромных размеров. Модель клавесина Александра Баюнова 180 см. в длину, 84 см. в ширину и 19 см. в высоту, общим весом всего 19 килограмм! Это мобильный инструмент, который можно переносить в одиночку, и при этом инструмент способен озвучить небольшой камерный зал без специального усиления! Интересно отметить, что сам клавесин по старинной итальянской традиции не имеет крышки и закреплённых к корпусу ножек, поэтому внешне напоминает арфу или большие гусли с клавишами. Его можно установить как на переносные ножки, так и на любую другую конструкцию, даже просто поставить на стол, как возможно с небольшими спинетами и английскими вёрджиналами. Клавесин изготовлен из самых разных пород дерева. Стенки корпуса – бук, дно и укрепления – пихта, резонирующая дека – одна из важнейших частей инструмента, находящаяся под струнами – сделана из ели, порожки клавесина – из ореха, белые клавиши – из клёна, а чёрные – из термоясеня. Очень приятно пальцами касаться деревянной текстуры клавиш, чувствуется тепло, словно идущее от самой природы и какой-то особый дух старины. Вирбельбанк – это часть клавесина на которой держатся колки с натянутыми струнами – он изготовлен из бука, а фигурные штапики – и вовсе сделаны из редкого африканского махагона! Новый инструмент был завершён совсем недавно – 9 августа 2022 года, и он ещё издаёт живой запах свежего дерева и лака! Как и было характерно для венецианских клавесинов, инструмент Баюнова декорирован очень аскетично, особенно если сравнивать с фламандскими или французскими клавесинами. Но венецианская орнаментика выполнена со вкусом. Розетка на еловой деке имеет трёхслойный ажурный резной растительный орнамент по мотивам клавесинов Баффо и Челестини. Торцы клавиш декорированы в раннеитальянском стиле с готическими трелистниками. Орнамент на передней панели – типичный венецианский ромбовидный узор 16 века. Основной тембр клавесина рождается путём защипывания струны специальным механизмом, называемым «джеком» или «Толкачиком». Один конец такого «толкачика» стоит на клавише, другой подводится к струне. На крайней боковой части «джека» закреплён плектр – гибкая упругая тонкая пластинка. Именно плектр, защипывая струну, даёт такой яркий звонкий звук. В эпоху Барокко плектры делались из птичьего пера, но оно быстро стачивалось и требовало частых замен. Сегодня плектры делаются из пластика, мастер Баюнов использует полифармальдегид. Кроме основного клавесинного тембра у инструмента есть устройство, позволяющее имитировать звучание старинного щипкового инструмента – лютни. Так-называемый лютневый регистр клавесина. Специальным рычагом в корпусе инструмента к основанию струн пододвигается тканевый глушитель, фетровые сурдины придают звуку матовый оттенок, как бы изображая пальцевое касание струны, как у гитары или лютни. Мастер Александр Баюнов – экспериментатор, он изготавливает не типовые клавесины, а инструменты с особыми редкими характеристиками. Например, модель, обладателем которой стал я – это единственный на сегодня российский образец клавесина в венецианском стиле. Баюнов был вдохновлён известными мастерами итальянской школы Джованни Баффо, Джованни Челестини, Алессандро Тразунтино, Доменико Пезаро, модели которых сохранились до наших дней. И этот клавесин выполнен с учётом подходов итальянских мастеров. Главная находка и изобретение Александра Баюнова заключается в специальном механизме, позволяющем менять положения точек защипа на струнах в рамках одного 8-футового регистра. Проще говоря, внутренний механизм клавесина двигается с помощью рычагов и щипает струну в различных местах, от чего значительно меняется тембр и характер звука! Предусмотрено 7 разных точек защипывания струны! Самое близкое к краю струны положение даёт звук, подходящий для исполнения музыки северной клавирной традиции 16 – начала 17 в. Особенно интересно в таком положении звучит верхний диапазон, который полностью имитирует звучание 4-футового регистра «оттавино» Самое дальнее положение защипывающего механизма – ближе к центру струны – даёт сочный и полнозвучный тембр, подходящий для аккордовой фактуры, для исполнения позднебарочной музыки, в том числе произведений И.С.Баха. Мой домашний клавесин будет путешествовать вместе с передвижным органом, уверен, что его жизнь будет яркой!