О совести. О.Илий (2)

Передача «О жизни, о вечности, о душе» на православном телеканале “Союз“. Вторая беседа из цикла передач со схиархимандритом Илием (Ноздриным). “-- Господь дал нам Закон, Священное Писание, Божественное Откровение, но прежде этого Господь вложил в человека свой Божественный голос, который называется совесть. Совесть -- это функция души нашей, и она, конечно, много говорит человеку. Когда человек поступает по нравственным законам, которые от Бога, то совесть одобряет. Напротив, когда человек нарушает Закон Божий, поступает против Закона, естественно, совесть обличает его. Но у человека есть еще воля. Волей человек иногда преступает этот голос совести и поступает против нее. -- Совесть дана нам от Бога. Она у человека врожденная, как и разум. Человеку дается интеллект, дается воля и дается совесть. Есть еще одна функция -- это религиозное чувство в человеке. Оно сочетается, входит в связь с душой нашей, совестью, разумом. Человек ищет смысла жизни своей. И, конечно, человеку дано от рождения его воспитание, которое должны вложить родители его. Дальше его воспитывает школа. Но человек постоянно соприкасается с жизнью обычной, улицей, и набирает, впитывает в себя все, что его окружает и воспитывает. И, конечно, совесть здесь есть руководитель, полицейский, который указывает, что хорошо, а что плохо. -- Опять-таки здесь многое зависит от воспитания человека. Многое здесь может зависеть и от его предков, генов, среды, в какой человек вырос. И поступки его, конечно, будут зависеть от его природных задатков тоже. Если вырос он в благочестивой семье, достаточно хорошо школа его подготовила, ясно, что он не преступает, старается прислушаться к голосу совести. -- Здесь человек заглушил совесть свою страстями. Это плоды нарушения нашего нравственного поведения. Если человек систематически живет аморально, то когда страсть входит в обычай, человек не слышит голоса совести. Тогда человек поступает извращенно, доходит до уголовных нарушений. Его поправляет только внешнее наказание. -- Если человек добрые поступки делает, совесть, наоборот, одобряет. А если он делает моральное нарушение, то, конечно, совесть его обличает. Но его образ воспитания, конечно, влияет на то, совершает ли он положительные или отрицательные действия. -- Здесь, конечно, надо непременно учитывать духовную жизнь, моральную жизнь. Жизнь человека складывается из Промысла Божия и действий самого человека...“ Русская Православная Церковь. Московский Патриархат. Евангелие Библия толкование православие христианство вера религия Бог Господь Иисус Христос Союз проповедь Церковь смерть любовь жизнь Илий Оптина оптинский старец