История Философии. Эллинистическая философия — стоики, эпикурейцы и неоплатоники

Видеозапись занятия по Истории Философии 9 октября. Тема: “Эллинистическая философия — стоики, эпикурейцы и неоплатоники“. Читает катехизатор Алексей Волков Военные походы Александра Македонского в IV веке до Р.Хр. “разомкнули“ границы Запада и Востока. Взаимному влиянию и в Европе и в Азии подверглись культура, религия, политика, военное дело и... Философия. Идеи Платона и Аристотеля проникают в Азию и Африку, а сама европейская философия обогащается еще, как минимум, тремя крупными направлениями — Стоицизмом, Эпикурейством и Неоплатонизмом. Причем, первые два появились в столице древней философии в Афинах. Да и появлению Неоплатонизма, хотя и появившегося в Риме, предшествовала кропотливая работа афинских философов. Основателем Стоицизма был Зенон Китийский (334-269гг. до Р.Хр.). Он был метеком, то есть не афинянином, но тем не менее пользовался большим уважением у афинян, потому что вел жизнь воздержанную и добродетельную,, что было самой лучшей иллюстрацией к его философии. Чтобы быть поближе к народу, свою школу философии он открыл в самом людном месте Афин, на базарной площади Агора в портике, который назывался “Расписная Стоя“. Поэтому и школа его стала называться “Стоя“. Главное по мнению Зенона — это добродетельная жизнь, а она зависит от того, насколько человек живет в согласии со своей природой. Социально человек должен быть свободен (поэтому стоики радели об отмене рабства), но метафизически все в этом мире подчинено судьбе. Поэтому «стоическая свобода» — это покорность судьбе выраженная в следовании своему долгу и предназначению. Схожих принципов придерживались эпикурейцы. Основатель этой школы Эпикур (342-271гг. до Р.Хр.) тоже был метеком в Афинах, но популярностью у афинян он пользовался не благодаря своей добродетельной жизни, а благодаря хорошо продуманной рекламе своей философской школы. Над входом в его школу красовалась надпись: «Гость! Тебе здесь будет хорошо! Здесь удовольствие — высшее благо!» Впрочем, под удовольствием здесь подразумевалось умение довольствоваться самым необходимым. Но каждый все понимает в меру своей испорченности. Со временем эпикурейство выродилось в свою полную противоположность и стало синонимом невоздержности. Основателем Неоплатонизма является Плотин (204-270гг.). По-видимому, появление его философской системы не обошлось без влияния Христианства, хотя, сам Плотин христианином не был, но он был учеником Аммония Саккоса, который также был учителем величайшего христианского философа древности Оригена. Плотин представляет картину мира как систему эманации (истечения) Единого (т.е. Бога) в ноуменальный (умозрительный) мир и далее в феноменальный (чувственный) мир, объясняя таким образом единство и множественность бытия. Все эти философские системы наряду с Платонизмом и Аристотелизмом оказали влияние на христианских мыслителей, а среди них особенно Неоплатонизм, который уже совсем скоро будет “воцерковлен“ Оригеном и Блаженным Августином. Тема следующей лекции, которая состоится 16 октября, “Начало синтеза: От Моисея до Филона Александрийского“. Посмотреть все лекции этого курса можно здесь: Архив видеозаписей лекций в ютубе: @user-xj9lw5ez8x Пожертвования на миссионерство и катехизацию Карта Сбербанка № 4276380230167285 привязана к номеру телефона 7(925)832-98-25 (Алексей Валентинович В.) при переводе средств обязательно укажите “На миссионерство“