Проповедь иерея Константина Корепанова в Неделю 5-ю Великого поста ()

#оКонстантинКорепанов Видеосъемка проведена во время Литургии в Свято-Троицком соборе г. Екатеринбурга 18 апреля 2021 года в Неделю 5-ю Великого поста. Во имя Отца и Сына и Святого Духа. Сегодня мы слышали в Евангельском чтении историю и слова Христа, которые были сказаны тогда, когда Он восходил в Иерусалим. Это - Его последнее возвращение в Иерусалим; Его ждёт там крестное страдание и смерть. Христос говорит об этом ученикам, говорит прямо, нисколько не пытаясь как-то умалить то , что Его ждёт. Но никто из учеников совершенно не понимает того, что говорит Учитель. Они помышляют об ином: они помышляют о царстве, - о царстве здесь, на земле; о власти, о чести, о славе, быть может даже и о богатстве. Они мыслят так, как мыслят обыкновенные люди. В них нет ничего сообразного с тем, о чём говорит им Христос, они совершенно далеки от этого. Двое учеников отзывают Христа в сторону, - так просто, так по-человечески греховно, - и шепчутся с Ним, прося, чтобы им быть выше, значительнее, лучше других; им даже в голову не приходит, как гнусно это выглядит по отношению к остальным товарищам, которых они как бы пытаются отодвинуть в сторону; - но как понятно это, как это близко для нас, в нашей повседневной жизни: замолвить словечко, пошептаться в стороне, каким-то образом обговорить к себе особое отношение, особое место, особый статус, чтобы быть уверенным, что моя жизнь дальше будет светла и безопасна. И, конечно, вышла распря между учениками. До Креста, до распятия, до страшных дней остаётся совсем немного, - а они, прожив с Ним чуть больше трех лет, совершенно ничему не научились, совершенно ничего не поняли, совершенно далеки от того духа, которым живёт сам Христос. И это, опять-таки, очень понятно нам, - таким, какие мы есть, - но нисколько не оправдывает их, а, значит, не оправдывает и нас. Да, мы понимаем то, что чувствуют апостолы, мы сами это чувствуем каждый день, но это не оправдывает никого. И Он сразу ставит этих учеников на место, хотя так написано было бы по-человечески что-нибудь сказать им доброе, поддерживающее, утешительное, как-то ободрить, - хотя, в конце концов, как будет — так и будет; - а их обнадежить, как бы сделали мы. Но Он показывает, что то, чего они от Него просят совершенно несопоставимо с Ним, они не знают, о чём Его просят. Он пытается им это сказать, но они всё равно не понимают. И тогда он проводит грань, ставит стену между Собой и ими; он говорит: «Это вообще не в Моей власти и не в Моей воле, это не от Меня зависит: кому что уготовано, - тому это Бог и сделает, как кому предуведено Богом, - так тот и поступит: кому сидеть справа, кому — слева; кому - идти в ад; кому — в рай. Кому куда идти, - решаю не Я, решает Мой Отец». И вот это — то важное, чему мы должны научиться: что вообще, строго говоря, от нас очень мало, что зависит. То есть, судьба наша — в руках Бога, и кому что уготовить, решает Он. Он так и говорит: «Кого нужно, вознесу; кого нужно — смирю. Кому нужно, пошлю одно, - кому нужно — пошлю другое. Это решаете не вы, не люди, это решает Бог.» И нам очень важно научиться в своей жизни этому очень сложному, но очень важному действию: «Господи, не моя воля, но Твоя да будет!» Но в том-то и дело, что мы в грехопадении совершенно не можем этого делать. Если бы мы могли, - как бы просто нам было жить; но мы не можем этого делать, потому что Богу мы не доверяем. Потому что мы уверены априори: Он хорошего пожелать не может. Он обязательно пожелает что-нибудь трудное, невозможное, тяжёлое, плохое. А вот мы лучше знаем, что для нас добро, что нам нужно, что нам важно, что нам будет в удовольствие, в радость и пользу. Поэтому все мы делаем по своей воле. Поэтому мир таков, каков он есть: с войнами, с насилием, с жестокостью, с неправдой, с ложью, со всем извращённым мироустройством, - потому что мы сами это сделали. Мы сами всегда говорим: «Я хочу делать так, как я хочу. Я лучше знаю, что мне делать. Я лучше знаю, что полезно мне и моим близким. А Ты, Господи, не вмешивайся в мою жизнь. Если надо, я Тебя позову.» Так и получается: мы не зовём Его, отгораживаемся от Него, делаем по-своему и всё в нашей жизни идёт под откос, пока, наконец, где-то на дне этой ямы, мы не вспомним о Боге, не скажем: - Господи, спаси меня, погибаю, запутался, выведи меня. Помоги, умираю. Жизнь моя истончается во мне и я не знаю, как я здесь оказался. Наверное, это Ты меня сюда поместил. Наверное, это я по Твоей воле оказался в этой нищете, в этой болезни, в этой беспомощности, в этом грехе, в этой тюрьме, в этой яме, в этой семье, с этими детьми, с этим мужем, с этим начальником на дурацкой работе, в дурацкой стране, в дурацкое время и с дурацкими людьми. - Нет, ты всё это сделал сам. Ты всю жизнь шёл туда, куда хотел. Я не хотел, чтобы ты оказался в этом месте. ... ...Окончание в первом комментарии к этому видео. Автор: Константин Корепанов Видеозапись: Евгений Панферкин Текстовая запись: Светлана Наумова, Елена Плотникова Аудиозапись: