Битва за огонь (Канада, Франция - 1981г.)

«Борьба́ за ого́нь» (фр. La Guerre du feu; в англоязычных странах показывался под названием англ. Quest for Fire — «Поиски огня»; в ряде советских рецензий упоминается также как «Битва за огонь») — кинофильм, вольная экранизация одноимённого произведения Жозефа Х.Рони-старшего. Уже в далекие времена каменного века homo sapiens, еще до возникновения культуры, чувствовали и осознавали больше, чем другие более примитивные виды. В фильме нет знакомого разговорного человеческого языка, но это не мешает понимать по крикам и возгласам, их первобытное, нечленораздельное общение. Опасное и трудное время тогда было для homo sapiens и вас ждут опасные приключения, вместе с троицей первобытных людей, по неосвоенным землям в поисках огня. Действие происходит в эпоху палеолита. Погас огонь, который поддерживали на протяжении долгого времени. Люди, которые не умеют разжигать огонь, должны найти его, ведь без огня невозможна жизнь племени. Чтобы завоевать сердце возлюбленной, главный герой отправляется на поиски огня. Путь его полон опасностей. Это путешествие — фон для разного рода приключений. Изюминка фильма в том, что удалось рассказать историю при полном отсутствии использования понятного современному зрителю языка. (По ходу фильма мы выучим по крайней мере одно слово племени наших скитальцев — «аггрр» — огонь). Автором первобытных «языков» был Энтони Бёрджесс. Он создал по языку для каждого племени, действующего в фильме, причём в основу положил искажённые современные языки: английский, французский и итальянский. Кастинг для массовки членов общины и главных действующих лиц — выше всяких похвал. Не сразу узнаётся Эверет МакГилл в роли Нао (главный бандит и соперник Стивена Сигала в железнодорожной “Осаде 2“) с непривычной и прилично отвисшей челюстью. Он — лидер действия и настойчиво продирается сквозь тьму рефлексии, как через болото, начиная прогресс понимания себя в окружающем мире. И у него получилось на оценку «Отлично!». А сцена «Братание с мамонтами» — режиссёрская и актёрская вершина этого фильма. Особую премию заслуживает Рон Перлман, для которого, кстати, эта роль была кинодебютом: сыграть отсутствие разума вообще — стоит огромного труда. Внешняя фактура актёра, простите, — создана для этой роли. Один лишь раз был проблеск мысли у его героя, когда из потухшего костра был извлечён человеческий череп. Все четыре главные роли (включая женскую особь из племени болотных людей) достойны подражания… в подобных обстоятельствах. В фильме, кстати, представлены три биологических вида человека, по эволюционной теории предшествующие друг другу: питекантропы, неандертальцы и кроманьонцы. Фильм был дебютом в кино и для Рэ Доун Чонг. Почти во всех сценах, за редкими исключениями, актриса снималась в полностью обнажённом виде, однако с закрашенным серой глиной лицом и телом. На момент съёмок она была совершеннолетней по европейским законам, но ещё не достигла совершеннолетия (21 года) по законам США. Кроме обнажения актрисы в фильме были и сцены с изображением секса с её участием. Так, в локальных сражениях с рыжими людоедами, волками-медведями и внутренними врагами «из своих» и проходили будни в колыбели цивилизации. Если в перерыве между баталиями влюблённая пара сумела помедитировать на полную луну, значит процесс очеловечивания начал своё неутомимое движение. Завтра произойдёт технократическая революция добычи огня трением и станет нормой. Вперёд, к светлому будущему человечества — палеолиту с настоящими копьями с каменными наконечниками!