Дом синих теней / Дом, куда хорошо возвращаться (Италия - 1985г.)

С того момента, как Лука покинул родной дом, прошло 15 лет. И теперь он возвращается, не один, а со своей любимой девушкой Маргит. Особняк, стоящий недалеко от небольшого городка в гордом уединении, пуст и холоден. Там уже давно никто не живет, а детский смех в нем стих в тот день, когда умерла Лола. Да, Лола. И это не самое лучшее воспоминание, от которого, по правде говоря, Лука рад был бы избавиться, пожертвовав чем угодно. Тогда ему было лет десять, и той девочке – столько же. Они и их друзья играли в прятки. Забавы ради, Лола надела на лицо маску страшного азиатского демона, и именно это было первым, что увидел Лука, отправившись на поиски попрятавшейся кто где ребятни. Он исчез где-то в недрах дома, а девочка вышла на крышу, полагая, что там найдет кого-то из своих приятелей. Подошла к парапету, взглянула вниз – и именно в этот момент сзади появился человек, толкнувший ее, что было сил. Полет был недолгим, результат смертельным. Несложно догадаться, что тем «человеком сзади» оказался Лука. Чувство вины терзает его до сих пор, а возвращение в дом детства только разбередило раны. На рынке в городе ему кажется, что он видит девушку в траурном платье, девушку, которая ему до боли знакома. Затем Лука находит в особняке женский манекен, и ее лицо он скрывает черной маской, ведь это ни кто иная, уверен он, как Лола. Мертвая и живая одновременно, пластик вместо плоти. А когда Маргит обнаруживает уже виденный им однажды, не здесь и не на ней, траурный наряд, Лука впадает в приступ бешенства. Дальше – хуже, потому что ему чудится, будто убиенная им девочка где-то рядом. Слышит ее, видит ее. Будто наяву, он перерезает любимой горло опасной бритвой… а затем и правда начинаются убийства. Фильм, снятый ноунеймом. Неким Беппе Чино, который стал и режиссером, и сценаристом, и продюсером «Дома синих теней». Фильм, снятый на излете популярности giallo, если не сказать, что уже после смерти этого поджанра, когда и итальянский хоррор в целом уже медленно, но верно издыхал, смердя откровенной гнилью и недофинансированием. Фильм, никогда не видевший издания на DVD, насколько известно, официально не переведенный ни на один из существующих языков. Словом, настоящая редкость, жанровый раритет – и при этом все же giallo, несмотря на год выпуска, отсутствие в титрах имен вроде Ардженто или хотя бы Ленци, а равно и отсутствие типичного для «желтого кино» сюжета. От него здесь только безумие, мрачный особняк, детская травма, убийца в черных перчатках, да виды умертвлений, всего два – удушение и «колюще-режущее». Впрочем, этого более чем достаточно для того, чтобы считаться джалло, не так ли? После достаточно эффектного пролога следуют ровно 40 минут, в ходе которых ровным счетом ничего не происходит. Нет-нет, Чино не пытается по максимуму сгустить атмосферу, разве что там и сям разбрасывает легкие намеки на то, что нас ждет потом. А ждет нас Старый Дом с Винтовой Лестницей, Главный Герой, Планомерно Сходящий с Ума, Очеловечивание Манекена, Рвущая с Главным Героем Девушка Главного Героя (ее играет Аманда Сандрелли, дочь той самой Стефании), Регулярные Флэшбэки, Съемки в Потемках, Чувство Вины, Призраки Прошлого, Таинственный Сосед, Ретро-Музыка, соседствующая с Музыкой Современной и Отчаянно Бухающей Теплым Ламповым Синтезаторным Звуком. Проще сказать, чего здесь не будет. Не будет загадки «кто убивает». Не будет путанных объяснений за гранью здравого смысла на тему «как так получилось». Не будет жестоких моментов, и не будет обнаженной Сандрелли-младшей. Но что-то в нем есть. Первая часть слаба, вторая – сильна. Атмосферой, саундтрэком, символизмом, сильнейшим душком еврокульта и многочисленными реверансами в сторону классики, от Хичкока до Фульчи и Авати. Любопытная и очень стильная работа. Для тех, кому по нраву «Зедер» и «Дом со смеющимися окнами». Только не рассчитывайте увидеть «утерянную жемчужину жанра».