Прощай, друг (Франция, Италия - 1968г.)

На свете существуют, по крайней мере, четыре профессии, заключающие в себе самый высокий гуманистический потенциал — врач, учитель, полицейский и священнослужитель. Но иногда люди, работающие в этих сферах, во-первых, не оправдывают взятых на себя обязательств, а во-вторых (что ещё хуже, наверное), совершают или поступки, которые порицаются как законодательством, так и обществом, или серьёзные преступления. Фильм «Прощай, друг» повествует о молодом докторе, который вернулся с войны и устроился работать в перспективную компанию… только для того, чтобы вскрыть тамошний сейф, в котором, по его мнению, должны находиться 200 миллионов… С корабля, прибывшего в Марсель из Алжира, сходят два солдата — американец (Чарльз Бронсон) и француз (Ален Делон). Герой Бронсона — простой иностранный легионер Пропп, а герой Делона — несколько циничный и ироничный лейтенант медицинской службы Барран, который, как он выразился, на войне в Алжире не исцелял раненых, а «собирал калек по косточкам». Пропп давно разглядел в Барране надёжного напарника, и после участия в военных действиях сразу предложил ему хорошее и выгодное дельце, но Барран отказывается и уезжает в Париж, чтобы устроиться врачом в одну из парижских компаний и проводить там медицинское обследование сотрудников. Но главной целью француза, как было сказано, является всё же не выявление тех или иных заболеваний у офисных работников, а сейф, который находится в подвале рядом с его медицинским кабинетом. Пропп тем временем выслеживает Баррана и нагло присоединяется к авантюре, задуманной коварным доктором… Фильм вышел в прокат аж в 1968 году, но первое, что удивляет — это отсутствие вялости. С первых секунд кадры фильма сопровождает динамичная и интересная музыка. Сюжет довольно сложен, но развивается стремительно и напористо, не оставляя зрителю время на раздумье. Картина содержит много оригинальных и даже странных моментов, а в некоторых эпизодах даже присутствует нелогичность, но фабула картины сохраняется ясной от начала и до конца. Поэтому в целом фильм смотрится без особых умственных и эмоциональных затрат. Актёры играют легко и с юмором, как будто и не играют вовсе, а просто живут… Фильмы, которые созданы, казалось бы, чисто для развлекательных целей и которые открыто вроде бы как и не призывают зрителей к постижению нравственных и философских законов, порой подталкивают людей к переосмыслению своей жизни, поскольку в такое кино иногда подспудно вкладывается нечто большее, чем просто картинка и забавные диалоги… «Прощай, друг» как раз из таких. И поэтому даже диагональным взглядом можно рассмотреть в данной картине если не шедевр мирового искусства, то что-то приближенное к этому понятию. Этот фильм сделал Чарльза Бронсона любимым американским актером в Европе. Ален Делон, как и многие французы, восхищался одной из первых успешных картин с участием Бронсона «Machine-Gun Kelly» (1958), поэтому пригласил его сняться вместе с ним в этом фильме. Во Франции голос Чарльза Бронсона дублировал с сильным американским акцентом режиссер Джон Берри.