Большой приз / Гран-При (США - 1966г.)

«Большой приз», также известен как «Гран-при» — художественный фильм в жанре спортивной драмы, обладатель трёх премий «Оскар» — за лучшие спецэффекты, лучший звук и лучший монтаж. Фильм повествует о борьбе четырёх гонщиков — вымышленных пилотов Формулы-1, за чемпионский титул в сезоне 1966 года: - Жан-Пьер Сарти (Ив Монтан) — француз, бывший двукратный чемпион мира, который близок к завершению карьеры. Скончался в результате аварии в Италии - Пит Эрон (Джеймс Гарнер) — американец, который был уволен из команды за инцидент между ним и его партнёром по команде Стоддардом во время гонки в Монако. - Скотт Стоддард (Брайан Бедфорд) — шотландец, попавший в тяжёлую аварию, но сумевший восстановиться и вернуться в гонки по ходу сезона. - Нино Барлини (Антонио Сабато) — итальянец, многообещающий новичок. Из актёров, исполнивших главные роли, лишь Гарнер мог вести гоночную машину самостоятельно. Остальные трое не справлялись с управлением, и в съёмках гонок пришлось прибегнуть к помощи дублёров, которыми за рулём автомобилей выступили пилоты Джон Сёртис, Крис Эймон, Джеки Стюарт и Лоренцо Бандини, давшие персонажам свои фамилии в изменённом виде. Величайший фильм в своем жанре и один из лучших фильмов мирового кинематографа. Франкенхаймеру удалось передать неповторимую атмосферу ранней Формулы-1, навсегда ушедшей от нас. Этот фильм показывает истинные, не испорченные большими деньгами гонки — на первое место выходили личные отношения, талант и отчаянность — фильм очень явно показывает подзабытый нынешними гонщиками страх смерти — в тех машинах-сигарах каждый старт запросто мог стать последним в жизни, и все раз за разом его переступали… Ради чего? У всех по-разному, но ни на секунду не возникает мысли, что все это напрасно. Дополнительной реалистичности прибавляет и то, что сюжет фильма тесно переплетается с ходом чемпионата мира Формулы-1 1966 года — сценарий переписывался после каждого Гран При. Даже гибель Сарти в финальной гонке в Монце имеет свои исторические параллели — 5-ю годами ранее точно также перед финальной гонке в той же Монце на титул претендовали оба пилота Феррари, и точно также один из них в гонке погиб… Фильм уникален. И не только потому, что некоторые съемки, как например с бортов болидов, для 66 года были феноменальны. Просто у него нет аналогов ни по качеству съемок, ни по тематике, ни по реалистичности. Во время этапа в Бельгии, например, автомобиль с оператором пустили за пелотоном прямо во время заезда! Чтобы снять фильм о Формуле-1, даже в те времена надо было пройти через множество инстанций, включая согласие всех команд (т.к. снять фильм без их поддержки было просто нереально). Как и сейчас, самое весомое мнение имела команда Феррари, во главе с великим Комендаторе. Сначала он посчитал, что снять художественный фильм о Формуле-1, да еще чтобы режиссером был человек, который ничего не знает о специфике и внутренне мире чемпионата — очень плохая идея. Тогда Франкенхаймер снял 30-минутный ролик о первой гонке в Монако и показал его Комендаторе. Согласие на съемки он получил сразу после просмотра. Фильм великолепен тем, что показывает Формулу-1 не снаружи, а изнутри. Показывается жизнь гонщиков вне гонок, их взаимоотношения, их психологию, а их переплетения с гонками дает в сумме очень мудрый фильм. Чего только стоит фраза: «Когда я вижу разбившейся болид, я лишь нажимаю на газ, т.к. знаю, что другие притормозят». Отдельно надо сказать о съемках гонок. Установить камеру на болид-сигару — задача не простая. А заставить ее еще крутиться вокруг своей оси — для 66 года — уникально. Просто дух захватывает от кадров с несущейся машины буквально в сантиметрах от покрытия трассы. Как всё это снято? КАК?!! Франкенхаймер сделал невозможное! Сам факт появления этого фильма может сравниться только с чудом. Ни до, ни после в мире Ф-1 не было такого доверия «киношникам», такого желания помочь перенести на пленку подлинный дух спорта. В 90-е годы Сталлоне тоже пытался заручиться поддержкой боссов Формулы-1, но получил от ворот поворот. Глядя на то, что у него получилось (фильм «Гонщик» о полетах на малой высоте), понимаешь, что боссы были правы. Финал «Гран-При» вызывает слезы и гордость за создателей! Прошло уже почти 50 лет, но планка, установленная Франкенхаймером, до сих пор никем не побита. Есть почти стопроцентная уверенность, что это высота останется непокоренной на века!