Николай Гумилев. Девочка - Руслан Богатырев
Русский романс | Николай Гумилев. Девочка
/ Комитет национального наследия, 2023.
/ Русское общество классического романса, 2023.
/ Руслан Богатырев, 2019.
—
/ муз. Ольга Никитина, сл. Николай Гумилев
/ аранж. Сергей Каминский / исп. Руслан Богатырев
/ кармен-фильм: на основе кадров из фильма «Алые паруса» (Мосфильм, 1961) по одноимённой повести Александра Грина (1916-1922)
/ в гл. ролях: Василий Лановой и Анастасия Вертинская.
—
Кармен-романс на мелодию песни Ольги Никитиной «Невозможно забыть». Стихотворение Николая Гумилева «Девочка» (июль 1917) из сборника «К Синей звезде». Изъято предпоследнее четверостишие; в финале романса акцент смещён на другое четверостишие, нежели у Гумилева.
«Алые паруса» — повесть-феерия Александра Грина о непоколебимой вере и всепобеждающей, возвышенной мечте. Александр Грин: «У меня есть «Алые паруса» — повесть о капитане и девочке. Я разузнал, как это происходило, совершенно случайно: я остановился у витрины с игрушками и увидел лодочку с острым парусом из белого шёлка. Эта игрушка мне что-то сказала, но я не знал — что, тогда я прикинул, не скажет ли больше парус красного, а лучше того — алого цвета, потому что в алом есть яркое ликование. Ликование означает знание, почему радуешься. И вот, развёртывая из этого, беря волны и корабль с алыми парусами, я увидел цель его бытия».
Повесть «Алые паруса» написана в 1916-1922 гг. Практически в то же время, что и стихотворение Николая Гумилева.
—
ДЕВОЧКА
Временами, не справясь с тоскою
И не в силах смотреть и дышать,
Я, глаза закрывая рукою,
О тебе начинаю мечтать.
Не о девушке тонкой и томной,
Как тебя увидали бы все,
А о девочке тихой и скромной,
Наклонённой над книжкой Мюссе.
—
День, когда ты узнала впервые,
Что есть Индия — чудо чудес,
Что есть тигры и пальмы святые —
Для меня этот день не исчез.
Иногда ты смотрела на море,
А над морем сходилась гроза.
И совсем настоящее горе
Застилало туманом глаза.
—
Почему по прибрежьям безмолвным
Не взноситься дворцам золотым?
Почему по светящимся волнам
Не приходит к тебе серафим?
—
И я знаю, что в детской постели
Не спалось вечерами тебе.
Сердце билось, и взоры блестели.
О большой ты мечтала судьбе.
Утонув с головой в одеяле,
Ты хотела стать солнца светлей,
Чтобы люди тебя называли
Счастьем, лучшей надеждой своей.
—
И, таинственный твой собеседник,
Вот, я душу мою отдаю
За твой маленький детский передник,
За разбитую куклу твою.
Этот мир не слукавил с тобою,
Ты внезапно прорезала тьму,
Ты явилась слепящей звездою,
Хоть не всем — только мне одному.
—
Кармен... Это слово восходит к античности. Именно так — кармен (carmen) — именовали стихотворную форму, гимн, заклинание, прорицание в Древнем Риме. Поэтические произведения античности (Горация, Вергилия, Овидия, Апулея) исполнялись чаще хорами в сопровождении щипковых инструментов (кифары, лиры, тригоны).
Кармен — выразительное, мелодически окрашенное, возвышенное поэтическое слово, обращённое к богам. Возрождение кармен-искусства античности сегодня находит своё воплощение в кармен-романсах и кармен-фильмах.
Кармен-романс — романс-монолог с приоритетом возвышенного поэтического слова — призван соединить слово и уединение, музыку и тишину. В каком-то смысле это возврат к первоистокам европейского романса, к Шуберту и Шуману, воспринимавших себя куда скромнее великих Гёте, Шиллера и Гейне, стихи которых в музыке они и воплощали.
Кармен-романсы с их шептальностью и интон-пением продолжают и развивают направление, некогда заданное Микаэлом Таривердиевым. Искренность и доверительность высокого поэтического слова, пропитанного лирической музыкой.
—
Ольга Никитина — поэт, прозаик, критик, художник, автор и исполнитель собственных песен. Член МГО Союза писателей России. Выпустила 14 альбомов авторских песен: камерные лирические произведения, фольклорная лирика, романсы, баллады, духовная музыка. Тонкий автор, прекрасно чувствующий музыку и слово. Пишет замечательные бард-романсы на стихи поэтов Серебряного века, среди которых Николай Гумилев, Константин Бальмонт, Максимилиан Волошин, Осип Мандельштам, Георгий Иванов, Владислав Ходасевич, Борис Пастернак, Иван Бунин, Анна Ахматова, Марина Цветаева.