Пантеон.Лекторий | Иван Билибин. Возвращение мастера русской сказки

Пантеон.Лекторий | Иван Билибин. Возвращение мастера русской сказки / Комитет национального наследия, 2022. / День ТВ, 2017. \ Арт-журнал «Пантеон»: На Смоленском кладбище Санкт-Петербурга есть братская могила с серым надгробным камнем. Крупными буквами на могиле вычеканено «Здесь похоронены погибшие в блокаду в 1942 г. профессора Академии Художеств». И далее мелким шрифтом внизу выгравировано около десятка фамилий. Среди них есть и имя Ивана Яковлевича Билибина (1876-1942), выдающегося русского художника, умершего ровно 75 лет назад в блокадном Ленинграде. О возвращении на Родину в 1936 г., о деятельности Ивана Билибина в СССР рассказывают наши авторы и эксперты. — Иван Билибин родился 4 (16) августа 1876 г. в посёлке Та́рховка в окрестностях Сестрорецка (близ Петербурга), в семье военно-морского врача Якова Ивановича Билибина. По состоянию на 1900 г., Билибин-отец занимал должность главного врача Морского госпиталя военно-морского порта Александра III в Либаве и имел чин действительного статского советника, равный чину контр-адмирала. В 1900 г. окончил юридический факультет Санкт-Петербургского университета. В 1895-1898 гг. занимался в рисовальной школе Общества поощрения художеств. Несколько лет (1898-1900) занимался под руководством Ильи Репина в школе-мастерской княгини Марии Тенишевой, в 1900-1904 гг., под руководством того же И. Е. Репина, — в Высшем художественном училище Академии художеств. Жил преимущественно в Санкт-Петербурге. После образования художественного объединения «Мир искусства» Иван Билибин становится его активным членом. В 1902, 1903 и 1904 гг. посещает Вологодскую, Олонецкую и Архангельскую губернии, куда его командирует этнографический отдел Музея Александра III для изучения деревянной архитектуры. Художественный талант Билибина ярко проявился в его иллюстрациях к русским сказкам и былинам, а также в работах над театральными постановками. С 1899 по 1902 гг. создаёт серию из шести «Сказок», изданных Экспедицией заготовления государственных бумаг, затем то же издательство выпускает сказки Пушкина с иллюстрациями Билибина. В частности, появились «Сказка о царе Салтане» (1905) и «Сказка о золотом петушке» (1910). В 1905 г. издана иллюстрированная Билибиным былина «Вольга», а в 1911 г. — сказки Рославлева в издательстве «Общественная Польза». К тому же «сказочному» стилю с древнерусскими орнаментальными мотивами относится постановка оформленной Билибиным оперы «Золотой Петушок» в 1909 г. в театре Зимина в Москве. В 1915 г. участвует в учреждении «Общества возрождения художественной Руси» наряду со многими другими художниками своего времени (В.Васнецов, К.Маковский, М.Нестеров Н.Рерих). После Февральской революции 1917 г. создал эскиз с изображением двуглавого орла, который использовался в качестве временного символа Российской республики. В 1992 г. сходный рисунок художника был положен в основу эмблемы Банка России. С 1920 г. после эмиграции из Советской России жил в Каире. В Египте работал над эскизами панно и фресок в византийском стиле для особняков богатых греческих купцов. Изучал египетское искусство — мусульманское и коптское, а затем искусство Древнего Египта. В августе 1925 г. переехал в Париж. В это время готовил декорации к постановкам русских опер, художника приглашали оформить балет Стравинского «Жар-птица» в Буэнос-Айресе. В 1934-1935 гг. создал для оперных постановок Пражского Национального театра и Городского театра в Брно декорации и костюмы к «Сказке о царе Салтане» и «Сказанию о невидимом граде Китеже» Н. А. Римского-Корсакова. Выполнял иллюстрации к русским сказкам, сказкам братьев Гримм, сказкам Тысячи и одной ночи. В 1936 г. на теплоходе «Ладога» вернулся в Советский Союз и поселился в Ленинграде. Преподавал во Всероссийской Академии художеств, продолжал работать как иллюстратор и художник театра. После начала Великой Отечественной войны отказался эвакуироваться и умер в блокадном Ленинграде 7 февраля 1942 г. в больнице при Всероссийской Академии художеств от истощения. Последней работой знаменитого художника стала подготовительная иллюстрация к былине «Дюк Степанович» в 1941 г. — Над фильмом работали: Полина Болотова, Иван Душенов, Андрей Фефелов. Источник: День ТВ,