Derrunda и Александр Журавлёв // Современное искусство - за пределами понятийного
Гость - Александр Журавлёв. Художник, преподаватель отделения современного искусства НИУ ВШЭ.
Тайм-коды:
00:01 Важность современного искусства и эстетики для сообщества ВКФМ, представление эксперта Александра Журавлева.
02:49 Рассеянность искусства во времени, пространстве в восприятии реципиентов: художника и других.
05:20 Протоискусство как сходство для зрителя и возможности для художника. Дюшан, как пример фрагментации функциональности пространства.
12:31 Символический переворот семантики, инверсия и переназначение предметов в искусстве. Примеры с червяком и скрипкой, лекции о «Сопротивлении в искусстве».
14:12 Периодизация «внеконтекстуального» искусства: отнесение к модерну, постмодерну, дадаизму, сюрреализму, ситуционизму.
16:39 Осмысление модерна, отвечающего стремлением к пустоте, на недостаточность предшествующего искусства.
19:09 Фотография и искусство как событие: Ален Бадью, Франсуа Ларюэль.
20:09 Сомнение в фотографии как репрезентации или конструировании мира. Примеры: Сьюзен Сонтаг «Смотрим на чужие страдания», фильтры в Инстаграм, нейросетевые запросы, Бодрийяр «Войны в Заливе не было».
25:28 Искажение в фотографии и искусстве в противопоставлении мимезису. Примеры: Азгер Ерм, деколажи Вольфа Фостера, глитч-арт.
29:53 О «Заговоре в искусстве» Бодрийяра.
30:24 Идея в искусстве и дизайне. Примеры искажений с практической надобностью (встройка в быт в качестве интуитивных интерфейсов).
39:18 «Умный дом», что становится умнее его жильцов и современные интерфейсы, которые подстраивают пользователя под себя в противопоставлении модальности набора шахмат Баухауса.
41:07 Замечание зрителя на тему искажения: «Внутри системы заменяется форма знания, переходя от спекулятивного к интуитивному». Коллапсирующая культурная матрица.
42:22 Вопрос об отрыв искусства от реализма и осмысление опыта бесчеловеческого, как выхода за пределы жизни. Вопрос о плюрализме канонов.
45:08 Что считать реализмом. Невозможность единых условий отражения действительности. Пример с фотографиями лошадей высокогорных племен.
48:35 Конец реализма. Пример: работа «120 огнеупорных кирпичей» Карла Андре
49:25 Расслоение модернизма на разные системы концептуального толка, каждая из которых по-своему понимает искусство (из «Искусство после философии» Джозефа Кошута), после которого не может быть речи о единых правилах репрезентации реальности в искусстве.
51:05 О деколониальности как следствии навязывания единых канонов, принципов реализма. Искусство как аппарат рефлексии, осмысления человеческих ценностей.
54:04 Опыт дадаистов в противопоставлении машине рацио (пример Гоббс) безумием.
57:42 Послевоенное искусство. о невозможности существования искусства в прежних формах после бесчеловеческого. Пример: писать стихи после Освенцима — это варварство. (с) Теодор Адорно
59:51 О необходимости отрефлексировать условия создания репрезентации горя, катастроф и т.д.
1:02:30 Потенция искусства в производстве нового и вопрос автономии (поднимался в контексте обсуждения модернизма).
1:05:08 Актуальность искусства в автономии. White Cube - башня из слоновой кости.
1:09:59 Бесконечные миры искусства. Отсутствие некой единой, находящейся в рамках сковывающих законов в формировании нового. Отсутствие признаков, делающих искусство искусством. Искусство есть разность множества практик.
1:13:56 Антигравитация в метаверсе.
1:15:19 Опыт бесчеловеческого и патриотическая поэзия.
1:26:29 Искусство как заложник акселерационизма и институцианализма.
1:36:20 Вопрос о том приводит ли нас искусство к нашей личной биографии.
1:37:14 Перфомантивность как создающее событие и вечный исход.
1:45:16 Обсуждение наблюдения из чата: «Искусство - это взрыв, а под взрывом понимается социальный подъем, который юзает метаверс».
1:47:17 Цифровизация живописи, vr, нейросети, NFT, комьюнити и изменяющиеся задачи, стоящие перед цифровым художником.
1:52:36 Референсы на впечатления: «Enjoy poverty», Петр Кирюшин, Клод Каон, Ханна Хёх.
1:58:40 Что считать современностью перфоматизма, реколонизация и FOMO, резонансное искусство Марлен Дюма, Ансельм Кифер, Герхард Рихтер.
2:05:09 Осмысление искусства как часть искусства и критическая рецепция.
Донаты для поддержки проекта:
Derrunda / ВКФМ:
Группа в ВК:
Канал в телеграме: derrunda
Сайт:
По вопросам сотрудничества в ПМ паблика ВК.