Между молотом и наковальней - Меч Карла Великого. Charlemagnes Sword

Когда-то Карлу Великому (2 апреля 742/747/748 - 28 января 814), знаменитому франкскому королю, принадлежал меч, с помощью которого он основал свою империю. Так, по крайней мере, гласят легенды. Да и само оружие императора окутано ореолом тайны. О клинке ходит невероятное количество слухов. Увидеть меч можно в Лувре, где он хранится как величайшая реликвия. picПосле смерти императора следы клинка теряются, да и знаем мы о его существовании только, пожалуй, из «Песни о Роланде», появившейся как устное произведение в XI веке и записанной в XII веке. Но вот в 1270 году на французский трон садится Филипп III Смелый. Он коронуется в Реймсе, и среди регалий упоминается «меч Карла Великого». Есть косвенные сведения, что и прадед короля, Филипп Август, тоже всходил на престол, опоясанный Жуайёзом («радостный» по-французски), но строгие документы этого не подтверждают. Как бы то ни было, начиная с Филиппа Смелого все французские короли, будь то прямые Капетинги, Валуа или Бурбоны, владеют знаменитым мечом. Хранят они его в своей усыпальнице, аббатстве Сен-Дени. Революция сметает монархию, выбрасывает из склепов останки королей, но меч Карла Великого в 1793 году благополучно переезжает в Лувр. Через одиннадцать лет Жуайёз покидает хранилище, подвергается реставрации и частичной реконструкции, чтобы стать регалией новой империи и нового императора — Наполеона. С ножен исчезают лилии, а появляются золотые орлы на зелёном бархате. После того как поверженный Бонапарт отправляется на остров Святой Елены и тихо там умирает, мечу возвращают лилии, чтобы в 1824 году по всем правилам короновать последнего прямого Бурбона — Карла X. Вот и всё. Ни Луи Филипп, ни Наполеон III регалией не пользуются, и Жуайёз уходит на пенсию, оставаясь в Лувре до наших дней. Так что же собой представляет экспонат под названием «меч Карла Великого»? Официальный сайт Лувра датирует поммель (навершие) X - XI веками, гарду XII веком и рукоять XIII веком. Ножны новодельные, специалисты полагают, что от старых ножен могли сохраниться только драгоценные камни. Проблема с датировками обуславливается тем, что меч в течение своей жизни не раз “поновлялся“, и последнее вмешательство было произведено при подготовке к коронации Наполеона I в 1804 году, когда меч, оказавшийся в плохом состоянии, был “разобран, очищен и снабжен новой рукоятью“ Есть мнение, что и тонкий клинок меч мог получить в 1804 году либо в результате неаккуратной чистки, либо подлинный клинок пришел в негодность и заменен плохой копией. Впрочем, у Э. Окшотта, авторитетнейшего специалиста по средневековым мечам, подлинность меча не вызывала сомнений. Ученый утверждает, что, определяя возраст оружия по внешним признакам, эксперты допустили ряд грубых ошибок. Они признали меч клинком 13 столетия. Однако эфес при ближайшем рассмотрении подходит под изделия оружейников 9 века. Это навершие, напоминающее «чехол для чайника». Именно так заканчивали рукоять в 800 годах. Но никак не в 1200. Еще один аргумент, почему историки датируют Жуайез 13 веком, заключается в клеймении гарды. Но Окшотт напоминает, что меч за время своего существования неоднократно ремонтировался, украшался дополнительными элементами. Так что клеймо могло попасть на оружие уже позже. Историк склоняется к мнению, что оружие коренным образом переделывалось несколько раз. И, скорее всего, современный вид приняло к моменту вступления на престол Наполеона Бонапарта. picПредставленный в музее клинок относится по типу к классическим прямым, с ярко выраженным сужением лезвия к концу. Меч имеет незначительный изгиб. Вес 740 г, общая длина 905 мм, длина клинка 758 мм, ширина 28 мм. Гарда (прямая перекладина) украшена мордами драконов. По другой версии, там изображены гиппокампы. Рукоять без особых изысков, плавно сужающаяся кверху. Поверх пущен узор в виде перекрещивающихся линий. Венчает рукоять округлое навершие. На него также нанесены стилизованные изображения. Поверхность меча украшена инкрустацией: с каждой стороны по всей длине расположена медная полоса, покрытая позолотой. Поверх полосы размещен узор – покрытая листвой ветвь. Растительные мотивы часто использовались оружейниками того времени. На ножнах можно видеть роскошное украшение драгоценными камнями. Рисунок инкрустации – королевские лилии. Для отделки использованы полосы золота. Так же, как и у клинка, удивляет состояние: как будто бы из мастерской оружейника, ни малейших следов эксплуатации. Для ношения на поясе ножны оснащены пряжкой. Считается, что лилии и алмазы относятся к разным эпохам. Таким образом подтверждается версия о неодинаковом возрасте элементов меча.