Адабы ученика перед учителем.
[Говорит шейх Салих аль-Фаузан]:
А в остальные разы он (ангел Джибраиль) приходил к посланнику, салля Ллаху алейхи уа саллам, в образе прекраснейшего мужчины в ослепительно белой и опрятной одежде и с сильно черными красивыми волосами. В красивом образе.
Это говорит о том, что перед выходом на кружок знания, требующий знания должен украшаться (приводить себя в порядок), приходить в чистом и красивом виде.
Ведь Джибриль (в данном случае) пришел в качестве учителя. Он показал им как нужно приходить на собрание к пророку, да благословит его Аллах и приветствует, поскольку это собрание знаний относится к числу важных (серьезных). И к встрече с посланником, да благословит его Аллах и приветствует, и к встрече с ученными надлежит тщательно подготовиться, а уважение ученных — требуемая вещь, ведь если не почитать ученого, ты не получишь от него пользы.
Если не почитать и не уважать его (ученого), не извлечешь пользу из его знаний.
Так, Джибриль сел к пророку, да благословит его Аллах и приветствует. В этом также содержится этикет требующего знания: сперва он украсился внешне, затем он сел перед учителем, повернувшись к нему, чтобы перенимать у него знания: не отвернулся, не оборачивался, не подшучивал и не отвлекался, а повернулся к учителю, чтобы не упустить шанс перенять знания.
Таким образом, нужно повернуться к учителю телом и разумом, чтобы перенять у него знания.
Он (Джибраиль) сел к пророку, да благословит его Аллах и приветствует, так, что его колени соприкоснулись с коленями пророка, да благословит его Аллах и приветствует, повернув их к нему, на близком расстоянии.
В этом есть урок, что требующий знания должен приблизиться к учителю, тем самым польза становиться непрерывной. А сидящий далеко может не услышать, а если услышит, то не разберет. Если же сидеть близко, то можно услышать и полноценно разобрать речь.
И так, в этом содержится урок сидеть близко к учителю.
Сподвижники, да будет доволен ими Аллах, окружали пророка, да благословит его Аллах и приветствует, и приближались к нему, когда перенимали у него знания, да благословит его Аллах и приветствует.
“положил руки на ноги” — то есть положил свои руки на свои ноги. В этом содержится этикет учителя и этикет ученика, быть смирным и спокойным: не делать много движений и не поворачиваться, не отвлекаться от знаний.
Затем он задал вопрос пророку, да благословит его Аллах и приветствует. То есть нужно сначала сесть, успокоиться, а затем задавать вопрос. Он не спросил его сразу же по приходу. Сперва он сел, проявляя этикет, а затем задал вопрос.
Это образ и этикет требующего знания.