Будет ласковый дождь (1984) Назим Туляходжаев «Узбекфильм» (мультфильм, экранизация, Брэдбери)

«Если сгинет с Земли человеческий род...» Утром 31 декабря 2026 года робот накрывает стол и зовет на завтрак всю семью — отца, мать, двоих детей и бабушку. Однако никого из них уже нет в живых — после глобальной катастрофы в кроватях и в кресле бабушки остались только горстки пепла. Однако робот продолжает функционировать, как прежде — он объявляет, что пора на работу и в школу, а вечером готовит праздничную индейку и поздравляет всех с наступившим новым 2027 годом... Американский фантаст Рэй Брэдбери написал свой рассказ по мотивам стихотворения Сары Тисдейл. Советский режиссер Назим Туляходжаев снял мультфильм по мотивам рассказа Брэдбери. Используя основную идею, он интерпретировал художественное произведение на иной, куда более страшный и безнадежный лад. Из рассказа известно, что катастрофа случилась не вчера, а уже довольно давно, отравленный радиацией город освещен ее излучением, а от обитателей остались лишь тени на стенах, в тех позах, в каких они были застигнуты в момент удара ясным летним днем. Все вокруг мертво и только в одном доме машины день за днем, неделя за неделей продолжают исправно выполнять свои обязанности, до тех пор, пока природная стихия не нарушает этот порядок. Мультфильм показывает эту историю иначе. Зритель четко знает дату катастрофы — все случилось в ночь перед событиями. Люди мирно спали в своих технологичных кроватях, когда город подвергся атомной атаке. Все моментально погибли во сне и прах сохранил их позы в последнюю секунду жизни. Ядерный удар уничтожил только живую ткань, продолжают работать часы и игрушки, а обслуживающий дом робот даже не осознает того, что не звучат под крышей голоса, никто не собирается за столом, что в окнах зияют дыры, а сам он остался один — и никому больше не нужна его служба, незачем больше охранять место, в котором только холод и пустота. В отличие от рассказа, который показывает события со стороны, как беспристрастный наблюдатель, мультфильм погружает зрителя в сами события. Уже с первых же кадров в душе зарождается тревога и чем дальше, тем более гнетущей она становится. Скупая, даже несколько примитивная рисовка, малое количества цветов только подчеркивают всю пустоту и безнадежность будущего, в котором уже некому жить... Стихотворение Сары Тисдейл из финальных титров: «Будет ласковый дождь, будет запах земли. Щебет юрких стрижей от зари до зари, И ночные рулады лягушек в прудах. И цветение слив в белопенных садах; И ни птица, ни ива слезы не прольет, Если сгинет с Земли человеческий род И весна… и Весна встретит новый рассвет Не заметив, что нас уже нет...»