Ой чия то головонька горилоньку пила (застольная). С. Орхувек, Влодавский пов. Люблинского воеводства.

Народный наигрыш с застольными припевками “Ой чия то головонька горилоньку пила?“. #Малороссия #фольклор #этнография #скрипка #бубен #Польша #Полесье Этнос: украинцы/поляки (этнограф. группа полещуки); Место фиксации: село Орхувек, Влодавский повят Люблинского воеводства Польши (этнограф. область Западное Полесье/Волынь); Дата фиксации: 1962 год; Имена собирателей: Юзеф Каня; Имена исполнителей: Мария Калужная (оригинал). Текст, записанный от неё, поют: Ева Гроховская, Агнешка Шокалюк и Юлита Харитонюк. Оркестр-“капелла“: Пётр Герда (скрипка), Паула Кинашевская (скрипка), Агнешка Нивиньская (бубен), Матеуш Нивиньский (скрипка), Ян Тарковский (басоля), Бартек Возняк (баритоновая скрипка); Источник (оригинал): “Archiwum Etnolingwistyczne“ UMCS w Lublinie. Ой чия то головонька горилоньку пила? Бодай она, бодай она — здравая була! Бодай она, бодай она — здравая була! Випiвияц(т)ь нiц нє зоставiў, Бодай ґо, бодай ґо — Буґ бўоґославiў! Бодай ґо, бодай ґо — Буґ бўоґославiў! Ой чия то головонька горилоньку пила? Бодай она, бодай она — здравая була! Бодай она, бодай она — здравая була! Випiвияц(т)ь нiц нє зоставiў, Бодай ґо, бодай ґо — Буґ бўоґославiў! Бодай ґо, бодай ґо — Буґ бўоґославiў! Орхувек (укр. Орховек, польск. Orchówek, идиш אָרהוועק) — украинско-польское село в Влодавском повяте Люблинского воеводства Польши. Расположено на крутом склоне долины реки Буг, на “тройном стыке“ Польши, Белоруссии и Украины в исторической и этнографической области Западное (Волынское) Полесье или Волынь. Население — 1070 чел. (по данным переписи 2021 года). В 1506 году благодаря усилиям владельца Орхувека — шляхтича Ежи Крупского, Орхувек получил городские права, утраченные городком в XVIIIв. Орхувек снова стал городом в 1775 году (до 1869 года). По данным этнографической экспедиции 1869-1870 гг. под руководством Павла Чубинского, в селе преимущественно проживали украинцы-грекокатолики (униаты), которые после упразднения унии в восточных губерниях Царства Польского перешли в православие и католицизм (что видно по переписи 1921 года). Согласно переписи населения Польши 10 сентября 1921 года, в селе насчитывалось 116 домов и 661 житель, из них: 1. 290 мужчин и 371 женщина; 2. 391 православных, 243 католика римского обряда, 27 иудеев; 3. 375 украинцев, 272 поляка, 14 евреев-ашкеназов. В 1946 году значительную часть украинского населения депортировали из села на территорию УССР. Тем не менее, в местном говоре заметно украинское влияние (что видно в текстах, записанных в селе в послевоенное время). В настоящее время неизвестно: остались ли в селе украинцы или их полностью заменили поляки.