Александр Кащенко - На пути к манифесту Евразийского искусства, лекция 2, часть 2: степени символизма и концептуальное искусство

Публикуем заключительную часть цикла |Александра Кащенко] «На пути к манифесту Евразийского искусства». Наконец, мы подходим к ответу на вопрос: существует ли новое русское искусство? Что может предложить новая парадигма, когда символизм и модернизм закончились? В этой лекции продолжаем говорить о символизме в контексте русской культуры, рассматриваем главные теории символа Вячеслава Иванова и Алексея Лосева, затрагиваем можернизм в его оппозиции к символизму и, наконец, переходим к постискусству - что он из себя представялет и есть ли шанс развиваться в этой парадигме? Приятного просмотра! 0:00 – Заставка 0:05 – Русская традиция изучения символа. Символический реализм Достоевского у Вяч. Иванова. 6:15 – «Символ отнтологически пуст». Мифологическая структура мира. Реалистический символизм у Лосева и учение о божественных энергиях Паламы. Световая природа символа. 12:44 – Зачем нужна икона? Нетварный свет иконы. Символы первой степени. «Символ пуст, потому что он имеет световую природу». 19:43 – Символы второй степени. Богословская система Фомы Аквинского. Переход от нетварного к тварному свету. 23:03 – Символы третьей степени – символическое искусство. Интеллигибельный свет. Мистический опыт от искусства. 28:53 – Символизм и свет в искусстве реализма. Рафаэль Сантини, Диего Веласкес. 34:56 – Модернизм как антисимволическое искусство. Вспышки света у модернистов. Автопортреты Ван Гога как иллюстрации Ноомахии. 39:57 – Чем закончился модернизм? Концептуальное искусство. Постискусство. 45:12 – «Три стула» Джозефа Кошута. Другое отношение к материи у концептуалистов. «Быть художником – это задавать вопросы о самой природе искусства». Концептуальное искусство не живёт без контекста. 49:53 – Концептуализм в СССР и России. Соц-арт. Политическая окраска русского концептуализма. Илья Кабаков, Эрик Булатов, Алексей Гинтовт. 53:58 – Есть ли у концептуального искусства связь с миром трансцендентным? Искусство фотографии как искусство «прокола». Леонардо да Винчи как первый концептуалист. 59:41 – Итог курса. Какой вектор будущего русского искусства? «В будущее возьмут не всех». Также смотрите предыдущие лекции: Лекция 1, часть 1: Лекция 1, часть 2: Лекция 2, часть 1: #АлександрКащенко #лекцияЕСМ