Вертикаль. Цвет. 4К. 1967 год

«Вертикаль». Колоризированная версия. 4К. 1967 год. Советский художественный фильм на тему альпинизма, дипломная работа режиссёров Станислава Говорухина и Бориса Дурова. Именно после выхода на экраны этой картины началась всесоюзная известность и широкая популярность Владимира Высоцкого и его песен. Дата премьеры: 19 июня 1967 года. Количество зрителей в СССР: 32 млн 800 тысяч. Авторы сценария: Сергей Тарасов, Николай Рашеев. Режиссеры-постановщики: Станислав Говорухин, Борис Дуров. Оператор-постановщик: Альберт Осипов. Художник-постановщик: Михаил Заяц. Композитор: София Губайдулина. В ролях: Маргарита Кошелева, Геннадий Воропаев, Александр Фадеев, Георгий Кульбуш, Лариса Лужина, Бухути Закариадзе, Владимир Высоцкий. Одесская киностудия, 1967 год. По воспоминаниям Сергея Тарасова, основой сценария послужил рассказ его шурина Владимира Копалина, поднимавшегося в 1965-м на пик Ленина: «У меня была история не о том, что люди лезут в горы, а про неизвестного солдата, так сказать, который выполнил самую трудную работу в горах, чтобы доказать, что не виноват в трагедии, случившейся на прошлом восхождении». Отснятый материал Тарасова не воодушевил, однако после знакомства с Высоцким сценарист решил, что с его балладами в фильме появятся «и смысл, и ясность». Рабочее название сценария — «Одержимые». По воспоминаниям Александра Кузнецова, ему пришлось дорабатывать сценарий во время съёмок фильма. Фильм снимали в Приэльбрусье с 21 июля по 28 декабря 1966 года на чёрно-белую плёнку. Для того, чтобы актёры смогли качественно сыграть альпинистов, для них проводили специальное обучение: они осваивали ледоруб, жили в палатках, учились ходить в связке, поднимались на высоту до 3000 метров и сдавали все альпинистские нормативы. После завершения съёмок актёры получили значки «Альпинист СССР». На роль радиста Высоцкий был приглашён после отказа от съёмок Юрия Визбора. Сценарий Высоцкому показался малоинтересным, но его подкупила возможность выступить автором и исполнителем песен. На своих концертах и встречах со слушателями Владимир Высоцкий рассказывал о съёмках в этом фильме: «Когда спрашиваешь альпинистов, зачем они штурмуют вершины, ни один не может объяснить. Заслуженный мастер спорта по альпинизму Елисеев на мой вопрос, зачем он когда-то впервые полез в горы и почему делает это до сих пор, ответил: «Сперва, чтобы проверить, что я есть за человек. А сейчас просто любопытно, что за люди кругом?» Знаете, в горах нельзя надеяться на скорую помощь и на милицию, там может помочь только твой друг, его рука, ты сам и случай. Когда мы делали фильм, пытались ответить на вопрос: «А зачем собственно люди ходят в горы? Что их там привлекает?» И пока киногруппа пыталась ответить на этот вопрос, я написал несколько песен альпинистских для себя и своих друзей. Альпинисты, услышав песни, попросили вставить их в картину. Через большое сопротивление (имеется в виду киностудия) их вставили…» Ларисе Лужиной — своей партнёрше по фильму — Владимир Высоцкий посвятил известную песню «Она была в Париже», написанную в августе 1966 года там же на съёмках. Фильм колоризирован программным методом с применением нейросетей.