Похождения Насреддина. Цвет. 4К. 1946 год

«Похождения Насреддина». Колоризированная версия. 4К. 1946 год. Приключенческий художественный фильм производства Ташкентской киностудии (ныне «Узбекфильм») о приключении Ходжи Насреддина, снятый в 1946 году. Сценарий был написан Леонидом Соловьёвым при участии В. Витковича в 1944 и в нём содержалась основная канва будущего «Очарованного принца» — романа, написанного Соловьёвым позднее. Дата премьеры: 7 апреля 1947 года. Автор сценария: Виктор Виткович. Режиссер: Наби Ганиев. Оператор: Даниил Демуцкий. Художник: Варшам Еремян. Композитор: Алексей Козловский. В ролях: Раззак Хамраев, Рахим Пирмухамедов, Обид Джалилов, Юлдуз Ризаева, Кабил Халиков, Хайла Ганиева, Сайфи Алимов, Сагат Талипов. Ташкентская киностудия, 1946 год. Фильм рассказывает о приключениях героя восточных легенд Ходжи Насреддина, защитника угнетенных и обездоленных. Это продолжение фильма «Насреддин в Бухаре» (1943). Этим фильмом Ганиев непосредственно продолжил дело, начатое Протазановым и им в годы войны. Но второй фильм с веселым персонажем восточного фольклора следует рассматривать как самостоятельное произведение с новой режиссерской и актерской трактовкой. Н. Ганиев решил показать не только блестящее остроумие, находчивость Насреддина, но и подчеркнуть его гуманистические устремления, мудрость, широту души. Режиссер и исполнитель главной роли Р. Хамраев, заимствуя у первого интерпретатора образа Насреддина— Л. Свердлина («Насреддин в Бухаре») отдельные черты внешнего облика и поведения, стремились создать самостоятельный, оригинальный образ и несомненно достигли в этом успеха. Удачной находкой авторов оказался образ неразлучного спутника Насреддина, мелкого жулика и вора Безбородого, который на протяжении картины изменялся к лучшему под воздействием своего умного друга. Этот персонаж (в блистательном исполнении Р. Пирмухамедова) как бы оттенял прекрасные свойства души Насреддина. Взаимоотношения с Безбородым придавали ему жизненную убедительность. Это особенно выражалось в том, что авторы не побоялись разрешить положительному герою для осуществления своих замыслов — всегда справедливых и благородных — порой не только пускать в ход собственную хитрость, острословие, но и пользоваться услугами Безбородого, например ловкостью его рук. В фильме Насреддин — сын своего времени, представитель противоречивой феодальной эпохи, который не прочь обратить против своих врагов их собственное оружие. Этот мудрец и философ не погнушается и в кости сыграть, чтобы отбить охоту у любителей азартных игр к «нечистым» деньгам. Но если Насреддин против ханов, эмиров, торгашей и других носителей зла, алчности, несправедливости борется острым словом, едкой сатирой, то по отношению к простым бедным людям выступает как умный, терпеливый, чуткий воспитатель и друг. Так трактуя образ Насреддина, Н. Ганиев и артист Р. Хамраев не погрешили против исторической правды. Они убедительно вскрыли глубоко народные истоки легенды о Насреддине. Н. Ганиев, одним из первых среди узбекских мастеров кино обратившийся к жанру комедии, проявил тонкое чувство юмора, находчивость, изобретательность и определенную смелость. Он не побоялся поручить многим театральным актерам роли, выходящие из их привычного амплуа. В игре артистов узбекских театров Р. Хамраева, А. Джалилова, С. Алимова, С. Талипова проявились различные оттенки комического. И жаль, что впоследствии в кино этим артистам не представилось больше возможности развернуть свое комедийное дарование, которое было открыто Ганиевым. Фильм снят на узбекском языке, его дубляж на русский был осуществлён киностудией «Союздетфильм». Режиссёр дубляжа — И. Щипанов, звукооператор — В. Дмитриев, директор — Л. Волынская. Фильм колоризирован программным методом с применением нейросетей.