Фольклор в ветхом завете / Джеймс Джордж Фрэзер. Аудиокнига

Аудиокнига. Фольклор в ветхом завете / Джеймс Джордж Фрэзер. Первое трехтомное издание вышло в 1918, позже сжатое им до одного тома (1923). Атеистическая пропаганда против христианства, доказывающая плагиат христианства с мировой мифологии. Как и в Золотой ветви Дж. Фрэзер продолжает исследовать фольклор с помощью сравнительно-эволюционного метода. Изучая легенду о сотворении мира, учёный на обширном этнографическом материале показывает распространенность подобных верований у многих других народов мира, связь возникновения легенд о происхождении человека с землей (например, у многих народов земля или глина, из которой был создан человек, были красного цвета, что, вероятно, отождествлялось с кровью; в Палестине почва имеет красноватый или коричневый оттенок). Более подробное исследование Дж. Фрэзер проводит при изучении «грехопадения». Так, изучая образ змея-искусителя как на библейском источнике, так и у других народов, он приходит к выводу, что: Люди, которые связывают своё бессмертие со сменой кожи у змей, ящериц, жуков и прочих животных, естественно, смотрят на них как на своих ненавистных соперников, лишивших человечество великого блага, предоставленного им богом или природой. Отсюда легенды о том, как могло случиться, что столь несовершенные создания сумели отнять у нас столь бесценный дар. Подобные легенды широко распространены по всему миру, и было бы удивительно не встретить их среди семитов. Так на основании сравнивания Дж. Фрэзер объясняет ветхозаветные повествования (например, интересно толкование запрета «не варить козленка в молоке матери его», который был непонятен уже раннесредневековым толкователям). Советский религиовед С. А. Токарев: Фрэзеру удалось убедительно показать широкую распространенность у народов разных стран мифологических мотивов, которые не привлекали к себе внимания, но которые, видимо, лежали в основе библейской повести о первых людях. В частности, прекрасно разъяснена мифологема смерти: мотив омоложения через сбрасывание кожи (отсюда змея в рассказе о грехопадении) и мотив ложной вести (змея обманула первых людей). Сочетание этих двух мотивов и составило канву библейского рассказа о грехопадении и об утрате бессмертия… Подчеркнем здесь одну важную сторону научного творчества Джеймса Фрэзера — его идейную направленность. Как в этой книге, так и в других Фрэзер выступает как либеральный, свободомыслящий ученый, поднимающийся порой до понимания исторических связей фактов, которыми так богата книга. В то же время Фрэзер избегает резких оценок, предпочитая выступать с «объективистских», «нейтральных» позиций. Но материал его книги говорит сам за себя, особенно там, где речь идет о религиозно-магических обрядах. Содержание. ПРЕДИСЛОВИЕ. часть первая. ДРЕВНЕЙШАЯ ЭПОХА СУЩЕСТВОВАНИЯ МИРА. Глава 1. СОТВОРЕНИЕ ЧЕЛОВЕКА. Глава 2. ГРЕХОПАДЕНИЕ. Глава 3. “КАИНОВА ПЕЧАТЬ“. Глава 4. ВЕЛИКИЙ ПОТОП. Глава 5. ВАВИЛОНСКАЯ БАШНЯ. часть вторая. ЭПОХА ПАТРИАРХОВ. Глава 1. ДОГОВОР МЕЖДУ БОГОМ И АВРААМОМ. Глава 2. НАСЛЕДИЕ ИАКОВА, ИЛИ МИНОРАТ. Глава 3. ИАКОВ И КОЗЬИ ШКУРЫ, ИЛИ “ВТОРИЧНОЕ РОЖДЕНИЕ“. Глава 4. ИАКОВ В ВЕФИЛЕ. Глава 5. ИАКОВ У КОЛОДЦА. Глава 6. ДОГОВОР В ГАЛААДЕ. Глава 7. ИАКОВ У ПЕРЕПРАВЫ ЧЕРЕЗ ИАВОК. Глава 8. ЧАША ИОСИФА. часть третья. ЭПОХА СУДЕЙ И ЦАРЕЙ. Глава 1. МОИСЕЙ В ТРОСТНИКОВОЙ КОРЗИНЕ. Глава 2. САМСОН И ДАЛИДА. Глава 3. “УЗЕЛ ЖИЗНИ“. Глава 4. АЭНДОРСКАЯ ВОЛШЕБНИЦА. Глава 5. ГРЕХ НАРОДНОЙ ПЕРЕПИСИ. Глава 6. СТРАЖИ ПОРОГА. Глава 7. СВЯЩЕННЫЕ ДУБЫ И ТЕРПЕНТИННЫЕ ДЕРЕВЬЯ. Глава 8. ИЗРАИЛЬСКИЕ “ВЫСОТЫ“. Глава 9. МОЛЧАНИЕ ВДОВ. часть четвертая. ЗАКОН. Глава 1. ЗАКОН И ЕГО МЕСТО В ЕВРЕЙСКОЙ ИСТОРИИ. Глава 2. НЕ ВАРИ КОЗЛЕНКА В МОЛОКЕ МАТЕРИ ЕГО. Глава 3. САМОИСТЯЗАНИЯ В ЗНАК ТРАУРА ПО УМЕРШИМ. Глава 4. БОДЛИВЫЙ БЫК. Глава 5. ЗОЛОТЫЕ КОЛОКОЛЬЧИКИ. КРАТКАЯ ГЕОГРАФИЧЕСКАЯ СПРАВКА. Вряд ли найдется в истории письменности другой такой памятник, о котором бы столько писали, столько бы спорили, как Библия. И вряд ли давались одной книге столь различные оценки - от религиозного преклонения перед ней (“Библия - священное писание“) до юмористической перелицовки библейских сюжетов (“Занимательная Библия“ Лео Таксиля). В религиоведческой литературе мы также находим множество сочинений, авторы которых обращались к Библии. Несколько поколений ученых разных специальностей, применяя исторический метод, бились над решением проблем происхождения и истории книг Ветхого и Нового заветов. Многое сделано, ряд вопросов прояснился. После работ Ж. Астрюка, В. Де Ветте, Г. К. Графа, Ю. Вельхаузена и других классиков библейской критики никто уже не оспаривает их основных выводов: главная часть Ветхого завета (НЗ оставим в стороне) - а именно Пятикнижие Моисея - составилась из нескольких друг другу противоречащих текстов, условно названных Яхвист, Элохист, Второзаконие, Жреческий кодекс; были предположительно установлены хронологические даты написания отдельных источников, время их сложения в единый памятник