По местам! Салон Энгельгардта

ТАТЬЯНА ПАВЛЫЧЕВА, корреспондент: В современном здании малого зала Филармонии в 19 веке находился известный на всю имперскую столицу салон Энгельгардта – бесспорный центр музыкальной жизни Петербурга, куда Пушкин являлся при всякой возможности. В построенном в 1761 году доме уже с конца XIII столетия проводились концерты, балы и маскарады, на которые устремлялась петербургская публика. Но подлинная слава к этому месту пришла в 30-х годах следующего века, когда особняк перешел в руки новому владельцу, приятелю Пушкина, миллионеру Василию Васильевичу Энгельгардту. ИРИНА СМУКУЛ, художественный руководитель Малого зала Филармонии: Получив этот дом, Энгельгардт решил сделать из него подобие парижского Пале-Рояля, где проходили бы концерты, устраивались всяческие увеселения. Был надстроен еще один этаж и совершенно изменена внутренняя структура дома. Как писали современники, что это было великолепие вкуса. Здесь, на втором этаже, не только был концертный зал. Здесь была и китайская комната, и готическая комната, здесь была даже комната отдыха. На 1 этаже находились 2 магазина: музыкальный магазин, лавка Бернарда нотная, и книжная лавка Селина, книжный салон, который посещали и Пушкин, и Лермонтов, и многие-многие многие писатели и поэты того времени. На 3 этаже была организована гостиница. До наших дней роскошные интерьеры салона не сохранились. Нам остается лишь воображать, насколько ошеломительное впечатление производил этот дом. Особенно – в дни проведения маскарадов. ТАТЬЯНА ПАВЛЫЧЕВА, корреспондент: На несколько часов, с десяти вечера и до трёх утра, сословные барьеры падали – здесь, в пестрых фантазийных одеяниях, могли встретиться в танце мелкий чиновник и венценосная особа – ведь не ясно, кто есть кто. Вероятно, хотя бы раз под маской и в костюме приходил сюда и Пушкин с супругой. Сестра поэта, Ольга Сергеевна, оставила воспоминания об одном из торжеств: «Все мы были в домино, как полагается, в масках по самые глаза; я интриговала столько и стольких и имела такой успех, что меня прозвали волшебницей». Интриговать на языке 19 века означало: вести разговор так, чтобы собеседник не узнал. Попасть на маскарады и на концерты в дом Энгельгардта могли все, но платить за это удовольствие приходилось очень дорого. Не мудрено, ведь на сцену выходили зачастую знаменитости, а исполняли – лучшие произведения классической музыки, в том числе – новые. В этом зале, например, состоялась премьера Торжественной мессы Бетховена и «Сотворение мира» Гайдна. Концерты с подобной «серьезной немецкой музыкой» поэт всегда посещал. ИРИНА СМУКУЛ, художественный руководитель Малого зала Филармонии: Сколько бы ни перестраивался этот дом, но этот зал, он всегда оставался на этом месте и всегда оставался именно такого размера. Это делалось для того, чтобы не повредить акустику зала, потому что акустика была уникальная с самого начала и сейчас наш зал считается одним из лучших акустических залов мира. Но выглядел он иначе. Тогда это был зал скорее театральный, потому что были кулисы, был занавес, и сцена была, конечно, меньше. Вот по вот этим верху шли балкончики такие небольшие, на которые можно было выйти из гостиницы. Кроме того, из зала был выход тоже и в одну и в другую сторону, тут тоже были двери, и сзади были окна. ТАТЬЯНА ПАВЛЫЧЕВА, корреспондент: В последний раз Пушкин появился в салоне Энгельгардта на утреннем концерте Филармонического общества, за два дня до роковой дуэли. На него обратил внимание девятнадцатилетний Иван Сергеевич Тургенев, но подойти не решился – поэт выглядел очень недовольным. А заметив, что на него воззрился незнакомец, Александр Сергеевич словно с досадой повел плечом и отошел в сторону.