Вагнер. Штраус. Брамс

I отделение: 09:21 Р. Вагнер. Вступление и Смерть Изольды из оперы “Тристан и Изольда“ (1854-59), WWV 90. Солистка — Екатерина ШИМАНОВИЧ 32:58 Р. Штраус. 4 последних песни для сопрано с оркестром (1948), TRV296. Солистка — Екатерина ШИМАНОВИЧ II отделение: 1:13:30 И. Брамс. Симфония № 4 ми минор (1884-1885), ор. 98 I. Allegro non troppo 1:26:00 II. Andante moderato 1:36:35 III. Allegro giocoso - Poco meno presto - Tempo I 1:42:30 IV. Allegro energico e passionato - Più Allegro Симфонический оркестр Санкт-Петербурга Художественный руководитель и главный дирижер Народный артист России Сергей СТАДЛЕР Дирижер — Павел ПЕТРЕНКО Грандиозные сочинения немецких композиторов XIX – первой половины XX века. Смысловым лейтмотивом вечера стало воплощение трагедийного начала в произведениях музыкального искусства, способствующего эсхатологическим размышлениям и духовному самосовершенствованию. В величайшей опере Рихарда Вагнера «Тристан и Изольда», первое исполнение которой состоялось в 1865 году в Мюнхене, основное внимание, как луч прожектора, направлено на многогранное чувство любви двух героев. «Гипертрофированная чувствительность», по мысли Ромена Роллана, находит претворение уже в сцене вступления к опере, которое представляет квинтэссенцию состояний Тристана и Изольды: томление, надежда, страсть, ликование. Сцена смерти Изольды, жизнь которой немыслима без Тристана, одна из самых трагических в мировой музыкальной культуре. По замыслу оперы смерть как единственная возможность воссоединения возлюбленных возводится до некого абсолюта и оказывается не столько противоположностью, сколько оборотной стороной любви. Четыре последние песни для сопрано с оркестром, созданные Рихардом Штраусом в 1948 году, за год до кончины, завершают большой творческий путь композитора. Написанные на стихи Германа Гессе и Йозефа фон Эйхендорфа, песни «Весна», «Сентябрь», «Отход ко сну» и «На закате» проникнуты внутренним спокойствием и мудрым отношением к непреложным законам бытия. Некоторые аспекты партитуры Песен являются чрезвычайно личными для композитора. Так, тембр голоса — сопрано, звучащий в этих и во многих других песнях Штрауса отсылает к образу любимой им супруги и музы — певице Паулине де Ана, а по-особому выделяющаяся партия валторны напоминает об отце — Франце Штраусе, который профессионально владел этим инструментом. Вершиной симфонического наследия Иоганнеса Брамса по праву считается Четвертая симфония, написанная в 1884–1885 годах, — в пору расцвета таланта композитора. Произведение, открывающееся напевной лирической темой, венчает трагедийный финал. Неслучайно музыковед Иван Соллертинский охарактеризовал общий план симфонии как движение «от элегии к трагедии», а крупнейший исследователь творчества Брамса Екатерина Царёва отмечала относительно заключительной части: «Здесь переплетаются отчаяние и надежда, борьба и смиренная покорность…» Исполнение Четвертой симфонии приурочено к 190-летию со дня рождения композитора, который в своей музыке органично сочетал нежную лирику, глубокое философское осмысление и зачастую страстное эмоциональное высказывание.