Влияние Православия на Реформацию

Каково было влияние Греческого Православия и Древневосточного Христианства на Реформацию? На сами идеи Реформации, и на те богословские аргументы протестантов, которые были выведены из Восточного Христианства. Реформация представляется тематикой исключительно внутри католического религиозного спора, но влияние православия не стоит недооценивать. Северная Германия и Скандинавия, те регионы, где развивался Протестантизм ещë до Реформации были землями тесно сотрудничавшими, и торговавшими с новгородскими купцами. Были, и культурные, и финансовые связи с этим торговым православным государством, достаточно влиятельным в Ганзейском Союзе. То есть для Северной Европы Православие вовсе не были неким далëким и мифическим востоком. Даже более того, в самом Новгороде развивались идеи условного Протестантизма в идеях религиозных движений нестяжателей, стригольников, и так называемых жидовствующих, все эти движения появились на Новгородской Земле в достаточно развитом регионе Руси, задолго до самой Реформации в Германии. То есть культурные связи католиков и православных на Севере Европы сохранялись. И возможно не только культурные и финансовые, но и богословские в среде части недовольного религиозного населения этих земель. Когда недовольство Римом стали высказывать различные богословы реформаторы протопротестантских движений, такие как Ян Гус и Джон Уиклиф, то они частенько прибегали в своëм сравнении на православный опыт. Так например гуситы Богемии возмущались постановлению Католической Церкви давать мирянам простолюдинам на причастии только хлеб отказывая в вине для причастия, и приводили в пример православные приходы соседней Руси, где православные миряне причащались и вином и хлебом. Нужно понимать то, что в тот период истории Римской Церкви простолюдин полностью лишили доступа к вину для причастия. Некоторые православные в свою очередь принимали участие в гуситских войнах против Священной Римской Империи. Когда развернулась Реформация Мартина Лютера, то её лидеры в Германии были обвинены Римскими епископскими верхами в расколе от Католической Церкви, за требование некоторых реформ и упразднения индульгенции. В ответ на эти обвинения Реформаторы выдвинули встречные претензии за монополизацию Римским Епископством права только себя называть главными в Истинной Вселенской Церкви Христовой, и праве диктовать церковные правила всем христианам от лица Рима. Реформаторы указали в своих аргументах на существование греческих православных в лице Константинопольского, Иерусалимского, Антиохийского, Александрийского Патриархов, и других, а так же на различные Древневосточные церкви, такие как армянская или эфиопская церковь, которые были независимы от Рима. И примеру восточных христиан могли бы последовать протестанты создавая церковные деноминации в отрыве от Епископской власти Папы. В Католической Европе ещë со времëн Крестовых походов о не католических, но христианских союзниках на Востоке сложилось благоговейное мнение, как о настоящих христианах храбро противостоящих исламскому миру. Именно этот пример, в частности пример легендарной Империи Пресвитера Иоанна приводил и Мартин Лютер. Правда его представления об Эфиопии (которую на тот момент считали той самой легендарной Христианской Державой Пресвитера Иоанна) были очень далеки от реальности. Он говорил, что эфиопы сохранили истинное чистое учение апостолов вне заблуждений накопившихся в Средневековой Европе спустя тысячелетие. Тут он ошибался, но справедливости ради стоит упомянуть тот факт, что об Эфиопии в те годы тогда многие так думали, представляя эту страну как могущественную и развитую, с благочестивым народом. Реформаторы на примере того, что христианских церквей достаточно много в мире, но все они объединены верой во Христа выработали концепцию Всемирной Церкви, в которой все Христианские Церкви, и Католическая, и Православная и Древневосточные, и Реформаторские Протестантские Церкви представляют собой в совокупности Истинную Христианскую Церковь. По учению реформаторов, та или иная Христианская Церковь даëт спасающую веру. А спасающая вера может возникнуть везде, где есть учение по Писанию и Таинства, где соблюдены основные догматы учения Христова. Вероучительные заблуждения у тех или иных конфессий, конечно, затрудняют возникновение спасающей веры, но не уничтожают эту возможность совершенно. Поэтому верные, настоящие, причастные Христу пребывают не только в своей Конфессии, но и в полном смысле во Всемирной Церкви. Удостоившиеся жизни вечной христиане могут быть в разных конфессиях - это следует из учения всех Церквей Реформации. Протестанты сразу начали налаживать связи с Православием видя православных возможными союзниками в Европе, но по правде, союз с Православием у Протестантизма не задался. Православные и протестанты сразу между собой увидели множество различий, от чего экуменический союз не состоялся. Но в любом случае влияние на Реформацию со стороны Восточного Христианства имело место и об этом не стоит забывать при богословском анализе.