Слова и вещи в Ригведе _ Елизаренкова Т.Я. Восточная литература РАН, 1999 Научное издание Аудиокнига

Древнеиндийская культурная традиция начинается с Ригведы (РВ) — огромного по объему собрания поэтических гимнов богам ариев (1028 гимнов), складывавшегося на протяжении долгого времени приблизительно в середине II тысячелетия до н. э.1. Эти гимны принесли с собой племена индоариев, вторгшиеся через перевалы Гиндукуша в Северо-Западную Индию (современный Пенджаб) и начавшие продвигаться в глубь Индостана, завоевывая местные племена и постепенно смешиваясь с ними. Отдельные части собрания создавались в разное время. В наиболее древних частях могут мелькать глухие реминисценции, восходящие еще к общеиндоевропейскому прошлому, и наряду с этим в языке гимнов прослеживаются заимствования из дравидийских и австроазиатских языков (приблизительно 7-8% всей лексики1 2), т. е. языков автохтонного населения Индии. Нельзя не напомнить здесь и о том, что именно на основании архаичного языка устной религиозной поэзии РВ в сопоставлении с языком гомеровских поэм в компаративистике было выработано понятие, названное Вакернагелем «indogermanische Dichtersprache»3. Все это дает основания рассматривать РВ как своего рода последний памятник общеиндоевропейской традиции и первый памятник собственно индийской традиции. В этом и заключается уникальность данного собрания..