Балет “Золушка“. Раду Поклитару. Рига 2005 г.

Балетмейстер: Раду Поклитару / Rady Poklitaru В ролях: Золушка - Анна Новикова Принц - Феликс Липскис Оркестр и балет Национальной Оперы Латвии Дирижер Мартинс Озолинс Поклитару любит играть в ритме сегодняшнего времени, легко игнорируя вчерашнее и завтрашнее, в этом принцип его хореографии. “Золушка“ Поклитару фиксирует некое понятие актуального, осязаемого здесь и сейчас счастья. Он оперирует только понятным всем языком, реальность его сюжетов находится непосредственно за вашим окном. Трудно найти еще такой чистый спектакль, чтобы сознание не тревожили лишние подтексты. У Поклитару они есть, но ключи к ним - на поверхности зримого. Так, Раду был однажды в Амстердаме, и темы этого города навели его на мысли о подходящем пространстве для “Золушки“. Спустя время замысел осуществился в Риге, где есть свой район красных фонарей - кусок улицы Чака. Андрей Злобин (сценограф спектакля) вместе с оператором снимает на пленку рижскую улицу. Поклитару непременно хочет киноассоциаций, они возникают в спектакле, когда нужно показать реальное путешествие сначала Золушки к Принцу, Золушки домой (используется метод обратной перемотки), а затем Принца в поисках Золушки. После смерти отца и матери Золушка живет с мачехой и сестрами в доме терпимости (костюмы для “сестриц“ изготовила Анна Ипатьева). Внезапно спокойствие публичного дома прерывает богатый клиент - он ищет девочку для Принца, замечает Золушку, берет ее с собой и дальше все как обычно. Предельно узкий сюжет, детали намеренно проброшены, предыстория семьи Золушки - красивое цветное кино. Поклитару ведет одну линию - встреча двух аутсайдеров: Золушки и Принца. Балетмейстер не стал ставить лирические вальсы, в поисках любимой квазицитаты он охотно отдает эти ударные моменты партитуры мужскому кордебалету. Оформляя мир Принца, хореограф сделал красивую пародию на танец с кубками из первого акта “Лебединого“ Григоровича. Только там Принца принуждают к этому, а Поклитару сделал смешную сцену для развлечения и удовольствия Принца. Принц Поклитару чужд дворцовой культуре, он слушает природу и здоровые инстинкты. Пластика балета способствует такому растительному мироощущению. А простенькое счастье двух подростков, играющих в прятки вдали от мира, получилось очень локальным, по-прокофьевски убедительным, и в этом смысле Поклитару вполне удалось примирить жизнеутверждающую сказку и безнадежную по настрою музыку Прокофьева. Но всегда трудно понять, в каком месте хореограф шутит - например, в финале сцена с героями гаснет, и нa экране высвечивают одну Золушку со шваброй, а швабра зацвела. Наследники великого композитора, никогда не бывшего ханжой, были оскорблены «неприличными» трактовками этого балета - ну, например, их вогнал в ступор тот факт, что Золушка оказалась жительницей борделя. Не шлюхой, нет, -- уборщицей, чистюлей в пошлом и потном мире. То есть вот тот контраст, что есть в музыке между Золушкой и ее окружением, он присутствует и на сцене, но как же можно показывать на сцене публичный дом - фи, это так нехорошо. Прокофьевский фонд запретил исполнение «Золушки» в Риге, но Раду бой выиграл! Он заказал новую музыку к уже существующему спектаклю композитору Олегу Ходоско - и спектакль продолжает идти в Рижской национальной опере.