Встреча с Наумом Клейманом в Берлине, 21 апреля 2024 г.

Несколько вопросов, которые обсудили с Наумом Клейманом: 1. Отец Эйзенштейна, еврей, выдававший себя за немца, похоронен в Берлине. Первыми языками Эйзенштейна были русский и немецкий. Что значила Германия и ее искусство для Эйзенштейна? 2. Для Эйзенштейна одной из главных задач искусства было воспитание – в его случае, воспитание в духе тоталитарной советской идеологии, довольно кровожадной, делящей людей на своих и врагов. Фильмы Эйзенштейна - высшее достижение сталинского кинематографа. Сталин, заказывая Эйзенштейну “Ивана Грозного“ , хотел чтобы режиссер воспел его как Великого Правителя. В духе другой тоталитарной идеологии снимала Лени Рифеншталь. И ее фильмы, и фильмы Эйзенштейна были госзаказами, заказами Вождей. Почему фильмы Лени Рифеншталь по сути до сих пор запрещены, а Эйзенштейн считается киноклассиком и любим во всем мире? Как это вяжется с образом Эйзенштейна-гуманиста? 3. Указывая на кинокамеру Эйзенштейн предлагал назвать объектив субъективом, имея в виду, что у художника ко всему должно быть свое субъективное, личное отношение. Про Александра Невского мы практически ничего не знаем, Эйзенштейн говорил - каким я его сниму, таким и будет. Исторические фильмы Эйзенштейна - это авторская версия истории? Или это пропаганда? Какие отношения у Художника с историей, историческими фактами, набор которых по определению неполный? Как соотносится правда историка и правда художника? Какова в этом роль идеологии и субъективного отношения автора? 5. В «Иване Грозном» на роль Ефросиньи Старицкой власти готовы были позволить снимать немку Серафиму Бирман, лишь бы не брать еврейку Раневскую. И это в 1942 году! Как относился Эйзенштейн к своему еврейству и к советскому государственному антисемитизму, начавшемуся в тридцатые годы? 6. « Иван Грозный» по слиянию музыки, пластики, по всей своей изобразительной эстетике сильно напоминает оперы Вагнера, Gesamtkunstwerk. Задумывал ли Эйзенштейн этот фильм не только как «парад аттракционов», но и как Gesamtkunstwerk? 7. Что значила для Эйзенштейна художника и человека его бисексуальность, так детально показанная в центральном эпизоде фильма Гринуэя «Эйзенштейн в Гуанахуато»? 8. «Иван Грозный» - это про прошлое или про наш сегодняшний день? Цитата из «Ивана Грозного»: «Державе московской отныне единым хозяином буду я... Сильным буду, все признают». “Силы многие в длани держу, на волю народа облокочен стою, силой железной, опричной опоясан“ Облокочен ли на волю народа нынешний Государь Российский? Иными словами, нынешняя война - это война Государя и его опричников, или это война народная, священная война? #лаборатория_современного_зрителя #СергейЭйзенштейн #НаумКлейман