от СВО к Войне: Философский Собор

«От СВО – к войне» На XIII заседании философского собора “Великое русское исправление имён“ участники сошлись в том, что настоящую войну можно именовать священной и даже на больших основаниях, чем Великую Отечественную войну, которая сегодня должна стать примером и образцом в отношении мобилизации общества и народных сил. Сегодняшняя война ведётся за право оставаться людьми. В этом заседании приняли участие легионеры философского собора, статьи которых содержатся в первом сборнике «Великое русское исправление имён». Сборник был опубликован накануне заседания, его можно [ по ссылке]. ☀Епископ Зеленоградский Савва (Тутунов) в докладе “Есть ли цель у войны“ разграничил понятия СВО и войны: То, что идёт война, это мы ощущали сразу. Тем не менее, что сейчас меняется вместе со словами? СВО – это узконаправленное действие для достижение специальных задач. К войне же в абсолютном её понимании термин целеполагания неприменим, потому что война – это отражение добра и зла, о котором повествует Апокалипсис: «И произошла на небе война: Михаил и Ангелы его воевали против дракона, и дракон и ангелы его воевали против них» (Апокалипсис, гл. 12, ст. 7). Эта война, по мнению епископа, ведётся не с целью достижения чего-то, а по причине принципиальной несовместимости противоборствующих сторон. В Священном Писании именно по этой же причине несовместимости богоизбранного народа и внешних народов говорилось следующее: «Так говорит Господь к вам: не бойтесь и не ужасайтесь множества сего великого, ибо не ваша война, а Божия» (Паралимпоменон, гл. 20, ст. 15). Или царь Давид говорит филистимлянину: «не мечом и копьем спасает Господь, ибо это война Господа, и Он предаст вас в руки наши» (1-я Царств, гл. 17, ст. 47). Конечная цель войны – Победа. Но на едва ли может быть достигнута. Книга Откровения же говорит, что окончательная Победа будет достигнута только при жизни будущего века. Тем не менее, промежуточная, временная победа может быть достигнута. Но для этого нужно меняться во всём: в культуре, образовании, личной жизни, в том, как мы воспринимаем нравственное поведение, этику, быт. ☀Философ , доктор политологических наук, кандидат философских наук Александр Гельевич Дугин выступил с докладом “Война и пространство“: Война – это топос, где кончается плоть, смерть заложена внутри неё. Человек, которого убивают, который убивает, который страдает, находится фактически по ту сторону мира. Война – урок жизни и смерти и конца смерти, порог между жизнью и смертью. Тогда, казалось бы, война должна быть фабрикой крещения и воины должны становиться христианами. Но есть зазор между войной и характером миссии, которая свойственно нашей Церкви. Церковь, особенно западная, погрузилась по эту сторону плоти. Язычество – это ответ на бледную проповедническую способность Церкви. Тем не менее, Церковь двигается в правильном направлении. Может быть, это самая святая война, которая была когда-либо в истории. Поэтому теология войны – это самая важная тема сегодня. Дазайн в войне. Локализация мыслящего присутствия на войне находится в совершенно особых условиях. Солдаты на войне понимают, что такое Дазайн, без всякого философского образования. На территории, до которых отзвуки войны не докатываются, возникает соблазн считать, что у нас мирная жизнь. Война – не где-то там, она здесь. Нужно начать говорить о тыле: это не значит, что мы будем впадать в панику, но наше сознание изменится, и привести территорию тыла в соответствие с ситуацией и с психологией людей, находящихся на линии боевого соприкосновения. Форма и есть содержание. Всё диктуется формой. Поэтому в зависимости от границы, которую мы творим на западнорусских землях, зависит наше содержание. У Збигнева Бжезинского есть такая мысль: «Россия вместе с Украиной – это империя, а Россия без Украины – не империя». Конфигурация границ определяет смысл и идентичность того, кто мы. Когда мы победим Украину, мы будем совершенно другой страной. ☀Доктор философских наук, профессор Варава Владимир Владимирович говорил об экклесиастическом понимании времени в докладе «Время войне и время миру (этика и метафизика происходящего)»: Последние 30 лет – это время утраты русского чутья и сердца. Мы разучились жить в истине. Даже не в смысле святости, а обычной порядочности. Всё стало дозволено в столь крайней степени, что грянуло зло и началась война. Нам нужен идеал и пример того, как жить сейчас. И этот пример может дать Великая Отечественная война. Воинская суть архетипична и не меняется. Литературы о войне нужно воспринимать как бытийную и житийную литературу. О задачах и итогах Философского Собора можно [ по ссылке]. Посмотреть все прошедшие заседания собора можно [|в плейлисте].