Костюм молодой женщины-эрзянки. Нач. ХХ в. Кузнецкая группа. Саратовская губерния.

Разнообразие вариантов народной одежды мордвы впечатляет самобытностью художественных традиций. Форма головных уборов, колорит декора, уникальность технических приёмов вышивки подчёркивают локальную особенность костюма. Многослойность, сдержанный колорит, преобладание белого цвета в наряде - отличительные черты костюма данной группы. Выразительный силуэт, подчёркнутый плавными линиями одежды и формой головного убора, создает трогательно светлый образ. Нижняя рубаха, почти всегда была скрыта распашной одеждой и передником. Материалом для рубахи, которая здесь называлась панар или паля, как правило, служил грубый домотканый холст. Поверх рубахи носили распашную туникообразную одежду — паньжат, украшенную геометрическим орнаментом на груди. Холщовая распашная одежда занимала основное место в костюме и имела ярко выраженные разновидности. В селах, где проживало мокшанское население , наряду с термином руця бытовало наименование паньжат. Покрой распашной одежды был одинаков и являлся прямым аналогом распашной одежды мордвы Городищенского уезда. По местным традициям, паньжат носили с передником - икельга паця. Для праздничного костюма его шили из однотонного белого кашемира, оформляя по подолу рубчиком и лентой кружева. Подпоясывали передник высоко, подол был равным длине рубахи. Комплекс нагрудных украшений довольно скромный - нагрудная застежка сюлгамо кольцевой формы,несколько ниток бус. Особый интерес вызывает головной убор трапециевидный формы. Это широкий чепец с длинной лопастью, спускающейся на спину. Очелье и затылочная часть покрыты плотной вышивкой, выполненной в технике уникальных ковровых швов. Края лопасти головного убора украшены вышивкой шерстяными нитями в технике≫ косичка≫ , а так же рядами металлических пайеток. В разных селах бытовали местные подвиды убора, и соответственно различалось его название -панга, шлыган, пряс паця. В представленном костюме головной убор - панга. Самый нарядный убор молодая женщина надевала в первые годы замужества, он подчеркивал ее статус и свидетельствовал о репродуктивном возрасте обладательницы. В течение жизни декор головных уборов менялся, строго соответствуя возрасту носительницы. Чем старше женщина, тем скромнее вышивка на головном уборе. У молодой женщины головной убор отличался плотной без просветов вышивкой, обилием нашитых декоративных материалов - бисера, тесьмы, блесток. У пожилой женщины он имел упрощенную вышивку, либо его шили из домотканого холста - пестряди. Коллекция МРМИИ им. С.Д. Эрьзи Музыкальная композиция в исполнении этнографической фольклорной студии-MEREMA.