30. Лекция о фильме «Смелые люди» Константина Юдина

Идею создания картины приписывают Иосифу Сталину. В 1947 году после просмотра американского вестерна он произнес: «Идей в фильме никаких, но как лихо закручено! Неужели у нас некому создать такой же фильм?» Естественно, что после таких слов Кинокомитет во главе с И. Большаковым стал спешно создавать отечественный «ковбойский фильм». Написание сценария было поручено драматургам Николаю Эрдману и Михаилу Вольпину. Главным героем фильма становится юный отважный коневод Вася Говорухин (С. Гурзо) и его любимый конь Буян. История начинается с довоенного времени — счастливого и светлого. Правда, фильм демонстрирует и темные силы, сгущающиеся над советской родиной: нападение волков на табун (символ будущего немецкого нашествия) и происки шпионов-вредителей. Это своего рода прелюдия к главному испытанию, которое постигнет наших сильных, смелых и правильных людей. И как удалось в самом начале справиться со всеми угрозами, так и справляются советские люди с главной бедой, охватившей всю страну. Приключенческий фильм о войне должен был показать смелость и доблесть наших людей, всех без исключения сражающихся против немецких войск. Немцы же показаны для того времени традиционно схематично и пародийно. Сначала это замаскировавшийся враг — подлый и жестокий. Не раскрыв себя как шпиона, враг, тем не менее, проявляет себя как холодный и жестокий человек. Его сразу видно на фоне теплых, душевных советских людей. Недаром в его адрес из уст героини звучит сравнение с генералом из рассказа Л. Толстого «После бала»: «учтивый и воспитанный, а после бала — солдат пороть». Тем не менее в фильме есть весьма интересный образ инаковости в трактовке советского человека. Воронов (А. Грибов), с самого начала представленный (в определении Говорухина) ретроградом, в принципе, должен был быть как минимум элементом, чуждым советской власти. Тем не менее он оказывается человеком, искренне болеющим за дело, каждый раз, совершая героические поступки, приговаривающим: «Что же тут такого?» А вот его молодой преемник Белецкий (шпион-вредитель), внешне выглядящий весьма современно (явно не замшелый ретроград), внутренне оказывается холодным и жестоким человеком (эпизод с объездкой коня). Он, по сути, выдает себя как человека, чуждого всем и тем принципам, по которым живет страна. Про него Воронов говорит: «Темная лошадка». Так оно и оказывается — немецкий шпион. Выдержав суровое испытание, совершив подвиг, весь советский народ в итоге возвращаются к мирной жизни, в пространство довоенного праздника. Снова скачки, снова победы, только общество уже очищено от внешних и внутренних угроз и празднует победу. Но фильм создавался не только как очередное упражнение в морально-нравственном воспитании советского человека, но и как зрелищная картина с погонями, трюками на лошадях и любовной историей. Все сложнейшие номера на лошадях исполнялись известнейшей семьей дрессировщиков Кантемировых. Естественно, что для такого зрелищного фильма был необходим и достойный актерский ансамбль. В главной роли снимался обаятельный Сергей Гурзо — лауреат Сталинской премии за роль Сергея Тюленина в фильме «Молодая гвардия». После выхода картины Гурзо, исполнивший в ней все трюки самостоятельно, становится одним из самых популярных актеров. Великий Алексей Грибов. Комичные образы немцев были сыграны Ростиславом Пляттом и Григорием Шпигелем. Правда, роль девушки, покорившей сердце Говорухина, исполняла никому не известная студентка ленинградского театрального института Тамара Чернова (впоследствии ставшей актрисой театра имени Моссовета, заслуженной артисткой РСФСР). Съемки фильма проходили не без сложностей. Через некоторое время после запуска картины Юдин отстраняется от производства. Большакову не нравится материал, он заявляет: «Я не могу показывать Сталину материал такого качества». Его место занимает Сергей Юткевич, но после многих просьб со стороны известных кинематографистов Юдин вновь становится режиссером картины, а Юткевич — художественным руководителем. Однако после завершения картины Юткевич заявил, что она полностью снята Юдиным, и снял свою фамилию из титров. Сталин оказался прав: такая картина стала чрезвычайно востребованной. Фильм имел огромный успех. Мало того, он становится одним из самых успешных отечественных приключенческих фильмов. В 1950 году (год выпуска на экраны) его посмотрело 41,2 млн человек. Константин Юдин и Сергей Гурзо становятся лауреатами Сталинской премии.