В. Высоцкий (съемка польского ТВ, 1967 г.)

Кадры польской кинохроники. Частично без звука. Первая зарубежная съемка Высоцкого. Съемка состоялась в квартире Владимира Ивашова и Светланы Светличной /Москва, 2-я Фрунзенская ул. дом 7 кв. 12/. В квартире присутствуют: Владимир Высоцкий, Людмила Абрамова, Владимир Ивашов, Светлана Светличная, Николай Губенко, Всеволод Абдулов, еще один, пока не опознанный мною, мужчина (он виден только со спины, и действует он по известному принципу - “а Васька слушает да ест“, причем в прямом смысле. Наверно, еда была очень вкусной J. Скорее всего это один из членов польской съемочной группы). Владимир Высоцкий исполняет песни: “Парус“, “Братские могилы“, “Скалолазка“ (фрагмент). Именно это исполнение песни “Парус“ попало в материал, найденный нами в архиве польского телевидения, содержащий съемку 1980 года и эту, еще недавно загадочную, а теперь уже опознанную, запись. Владимир Ивашов (которого польский диктор представляет как артиста, сыгравшего в фильме “Баллада о солдате“) поет песню про заборы: “Зачем людям нужны заборы? Заборы мешают людям. Я верю что очень скоро заборов вовсе не будет...“ (фрагмент в рабочем и фрагмент в смонтированном материале). Николай Губенко (представленный диктором как актер, сыгравший в фильме “Мне двадцать лет“) - лысый и какой-то... бандитообразный, что ли J - поет песни “Речечка“ (только фрагмент и только в рабочем материале) и “Такова уж воровская доля...“ (фрагмент в рабочем материале и фрагмент в смонтированном материале): Такова уж воровская доля. В нашей жизни часто так бывает: Мы навеки расстаемся с волей, Но наш брат нигде не унывает. Может, жизнь погибель мне готовит, Солнца луч блеснет на небе редко... Дорогая, ведь ворон не ловят - Только соловьи сидят по клеткам. Разумеется, я не довольствовалась только тем материалом, который вошел в кинохронику и вышел на экраны, но стала копать глубже, дабы узнать, сохранился ли в архиве Студии документальных фильмов рабочий материал, который был “отброшен“ во время монтажа хроники (из-за того, что в хронике каждой теме уделялось, как правило, около одной минуты, в лучшем случае минуты “с копейками“). Тут надо отметить одно существенное обстоятельство (и сказать спасибо оператору). В. Ивашов и Н. Губенко поют мало (как в рабочем, так и в смонтированном материале), в хронику включены совсем коротенькие фрагменты песен в их исполнении - каждый из них поет по три-четыре строки из одной песни, в то время, как Владимир Высоцкий поет два больших фрагмента двух песен (по две строфы из песен “Парус“ и “Братские могилы“), его исполнением начинается и заканчивается последний сюжет хроники номер 30b/67. И только из выступления Владимира Высоцкого (из хроники и из рабочего материала - из кадров, не включенных в хронику) можно смонтировать две песни целиком, так как в рабочем материале Владимир Семенович поет как раз те фрагменты песен “Парус“ и “Братские могилы“, которых не хватает в хронике. Кроме того, он поет песню “Скалолазка“ (фрагмент). Помимо этого исполнения, в рабочем материале есть кадры, в которых виден Владимир Высоцкий, говорящий что-то Людмиле Абрамовой (сидящей рядом с ним, по левую руку от Владимира Семеновича), говорящий что-то Светлане Светличной (сидящей рядом с ним, по правую руку от Владимира Семеновича), Владимир Высоцкий с сигаретой во рту, Владимир Высоцкий, смотрящий в объектив камеры (то с улыбкой, то хмуро), Владимир Высоцкий, приветствующий садящегося за стол того самого, еще не идентифицированного мною, персонажа, который много ел J. Что касается вариантов исполнения, то в песне “Парус“ Владимир Высоцкий поет вариант со словами “Даже в дозоре можно не встретить врага...“ (а не “Даже в дозоре можешь не встретить врага...“), а в песне “Скалолазка“ вариант “Я спросил тебя: - Зачем идете в гору вы?“ (а не “...Зачем идете в горы вы?“) и “...первый раз меня из пропасти вытаскивая...“ (а не “...первый раз меня из трещины вытаскивая...“). Владимир Высоцкий поет: “Парус“ “Братские могилы“ “Скалолазка“ В самом конце исполнения фрагмента песни “Речечка“ Николаем Губенко Владимир Высоцкий проникновенно ему подпевает.